Слово в Неделю 6-ю по Пятидесятнице, обретение мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца

    Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

    Поздравляю вас, братья и сестры, с воскресным днем. В этом году можно заметить, что многие общеизвестные церковные праздники наши, особенно дни памяти русских святых выпадают на воскресные дни. Сегодняшний день – преподобного Серафима, чуть раньше – преподобного Сергия Радонежского и других предшествующих святых в этом году по промыслу Божьему отмечаются в воскресные дни. Это дни, когда в церковь приходит больше людей, чем в будни, потому что христиане, которые в будни обязаны присутствовать на работе, могут пойти в храм только в воскресенье, что и делают, исполняя четвертую заповедь: день седьмой посвящать Богу.

    В эти воскресные дни Господь обращает наше внимание на образ жизни Его святых угодников. А образ их жизни, образ их мыслей, образ их чаяний – все было связано с Небесным Царством, о котором Господь говорил, что, если люди будут Ему подражать, то будут творить не только то, что творил Он, будучи на земле, но смогут делать гораздо большее. И многие святые, в числе которых и преподобный Серафим Саровский, действительно совершили удивительные дела, чудеса. Но это не те чудеса, каких когда-то язычники или древние иудеи ожидали от воплощенного Слова, когда Он ходил по земле – они жаждали увидеть какое-то знамение, которое можно расценить только как нечто сверхъестественное. Мы с вами знаем, что человек, который  долгое время учился точным наукам, поверит лишь тому, что сам лично может увидеть, а лучше еще и потрогать. То есть, по сути, это уже и верой не назовешь – какая тут вера, когда ты веришь только своим глазам. Вспоминается, как говорил об этом святой Василий Великий. Когда он приблизился к Богу, он даже в уединении сетовал, проливал слезы о том, что ранее слишком много времени уделял земным наукам, «забил» голову массой всевозможной информации, и теперь это ему мешает молиться Богу.

    Вспомним слова из первого послания Коринфянам: «…Но знание надмевает, а любовь назидает». По слову Апостола, знания «надмевают» ум человеческий, то есть делают надменным, высокомерным, горделивым. И вот такому уму намного более сложно постичь таинство веры, поверить в чудо, принять чудо, как призыв к изменению жизни, к покаянию. Как ведет себя современный человек при виде совершившегося чуда? Многие наши современники – даже те, кто сами испрашивали это чудо – вместо того, чтобы крепче уверовать в Бога, поменять взгляды на жизнь и сам образ жизни, они начинают заниматься поиском доказательств, что это чудо – не чудо. Что это ложь, что это какой-то фокус. И все мы знаем, к чему это приведет в итоге. К тому, что появится  этот человек-фокусник, который как раз-таки и будет показывать эти фокусы, и ему будут верить. О котором сказал еще Сам Христос, что Ему не верят, а когда придет лжец и обманщик – антихрист, тому поверят…  Сейчас многие восхищаются какими-то электронными изображениями на небе, когда появляются лица, события и другие картинки, и люди, бывает, воспринимают это, как реальность, и восхищаются. А когда на их глазах происходит настоящее чудо, они смеются и ищут научные обоснования ему.

    Житие преподобного Серафима как нельзя лучше показывает его отношение к Богу, к Божьему чуду, и главное – как это влияло на отношение к Богу наших соотечественников. Вспомним, в какое время произошло первое прославление мощей преподобного Серафима Саровского – в 1903 году, незадолго до того, как России предстояло пережить первую кровавую революцию 1905 года. Но почему-то революция эта не имела успеха, не состоялась, планы организаторов не сбылись – горстка зачинщиков не нашла поддержки у русских православных людей. Вполне вероятно, что причина именно в том, что за два года до этого, в 1903 году, Русь в очередной раз ощутила свою мощную духовную составляющую, ярким свидетельством которой  было обретение мощей преподобного Серафима.

    Один из очевидцев этого события был выпускником Петербургской духовной академии, о которой тогда говорили, что «поступали в семинарию верующими, а заканчивали учебу – сомневающимися». Так в то время уже был заражен дух русской молодежи. Примерно так этот молодой человек и характеризовал себя, что и зафиксировал в своих записях. И вот он был послан руководством учебного заведения помогать на крестном ходе при перенесении мощей Серафима Саровского.

    В ожидании приближения крестного хода, юноша размышлял о странностях нашего русского народа, о его «наивной» доверчивости, о «глупой» вере мощам каким-то, от которых ждут чудес. Имея высокие научные познания и получая духовное образование, он не пришел к познанию Творца. Он надменно смотрел из окна на увечных, калеченных людей, которые заполнили, практически устлали своими телами дорогу, ожидая приближения мощей преподобного. В душе он насмехался над их верой: «Ну что могут им дать эти мощи?!» И вдруг он услышал жуткие звуки – то был хруст ломающихся костей, суставов, крики и стоны. И он своими глазами увидел, как те люди, которые лежали калеченные и увечные, вставали. Вставали, бросали костыли и шли своими ногами, ликуя и прославляя преподобного Серафима, шли следом за его мощами. Людская толпа шла за мощами лавиной. «Конечно, – пишет он, – я вернулся оттуда самым верующим человеком на свете». Отучившись в академии, он эту веру не обрел. И только благодатью Христовой, имея в душе стремление к Богу, но не имея крепости в вере, когда он на крестном ходе все это чудо увидел, услышал, прочувствовал – преподобный его не оставил в немощи духовной.

    И вот многие считают, что это явление мощей тогда и духовный подъем в народе отсрочил это страшное событие – революцию 1917 года, когда та же самая горстка подстрекателей уже нашла отзыв в сердцах русских людей… И тогда их руками стали рушить святыни, сжигать иконы, сбрасывать колокола с церквей. Кто это делал? Те же самые наследники Святой Руси… Прошли десятилетия, но и в 1991 году, когда было повторное обретение мощей, снова в народе был такой духовный подъем. Кто это время помнит: сколько людей тогда шли в храмы, сколько шли в монастыри! И Русь возродилась духом, ожила. Сколько храмов было новых построено. Тысячи храмов открылись вновь, сейчас у нас более восьмисот монастырей, даже на одной только Кубани сейчас больше семисот действующих храмов Кубанской митрополии.

    Сегодня через наших преподобных Господь указывает нам единственное средство к продолжению жизни, к счастью наших детей и внуков – веру, веру живую. Обращусь к Богу, буду смиренным. Преподобный говорил, что читать молитвенные правила – это только одна восьмая часть для спасения души. Семь восьмых – это смирение. Молясь и не имея смирения, человек не может спастись. Вот этим как раз отличался преподобный Серафим. Смирившись даже перед своими убийцами, которые не достигли своей цели, он потом просил, чтобы их не наказывали. Потому что верил, что без промысла Божия не бывает ничего. Преподобный Паисий говорил, что нет бесполезного зла в нашей жизни. Святой Серафим Саровский считал: если Господь попустил это бедствие – побили его, ну слава Богу, не убили – он благодарен Богу. Потому что знает: без воли Божией и волос с головы не упадет. Раз не убили, значит, не было воли Божией. Так и нам, братья и сестры. Заболел – благодари Бога. Значит надо тебе поболеть, значит, надо потерпеть, скорби какие-то пришли. Терпи, приобретай смирение. Значит, Богу угодно, чтобы у тебя был «отрезан» какой-то кусок. Бывает терапия, а бывает хирургия. Многие еще терапию потерпят, но хирургию уже не способны в смирении терпеть, сразу впадают в возмущение…

    Помню такой случай: пришла на прием к митрополиту одна женщина с просьбой: «Владыка, хочу быть юродивой». Он ей отвечает: «Это очень сложный подвиг».  Стал все ей объяснять, отговаривать, но она продолжала упрашивать. Спорила с митрополитом до тех пор, пока владыка не сказал, что она, похоже, слабоумная. Как же она возмутилась!  Стала кричать: «Как это слабоумная?! Я тут вам не дура какая-то, у меня высшее образование!» А владыка ей больше ни слова не ответил. Вот она хотела стать юродивой. А одно слово неприятное в ее адрес сказали – и не стерпела. Поэтому ни в коем случае не надо нам думать о себе больше, чем мы есть, переоценивать свои духовные силы. Бог Сам знает, кому что подать. Кому-то вразумление, кому-то смирение.

    Мы с вами, братья и сестры, должны быть Богу благодарны за эти воскресные дни, когда особенно много приходит людей в храмы. Вот выпала на будний день, например, память пророка Илии – все бросай, иди в храм. Но нет: большинству, как правило, обязательно надо что-то делать срочно – дела стоят, какой там храм. А то, что завтра это «срочно» сгниет, сгорит, пропадет – и в голову не приходит…

    Поэтому будем трудиться в воспитании своей души. И Господь, видя наше усердие и стремление к Нему, подаст нам время для созревания нашей души, для покаяния. Будем надеяться, что молитвами наших преподобных и по Своему милосердию Бог дарует нам еще это время, чтобы мы окрепли в вере и обрели Царствие Небесное. Аминь.

Комментарии закрыты.