Зарубежная литература и христианское учение

 

Центральная городская библиотека г. Армавира им. Н. К. Крупской  на протяжении многих лет плодотворно сотрудничает с Армавирским государственным педагогическим университетом. В ноябре прошел диспут «Зарубежная литература в контексте христианской мысли», в котором приняли участие читатели библиотеки, преподаватели и студенты АГПУ, священник Свято-Троицкого храма отец Павел Калинин.
Участники диспута рассматривали произведения зарубежной литературы, в которых главные герои являются верующими людьми, произведения, которые учат христианским добродетелям и дают возможность задуматься о вере. Внимательному и вдумчивому обсуждению подверглись «Поклонение кресту» Кальдерона и «Клубок змей» Ф.Мориака.

«Поклонение кресту» Кальдерон написал еще юношей. Опубликована пьеса была значительно позднее. В ней нет еще той философской серьезности, которая отличает его последующие драматические произведения, но уже резко выражена фанатическая религиозность поэта.
В наши дни поражает не только отталкивающая и жестокая католическая доктрина, но и то непостижимое сочетание религиозности и порока, которое показал в героях своей пьесы Кальдерон. Поэты барокко испытывали непреодолимое влечение к ужасному. Нагромождение кошмаров мы видим и в пьесе «Поклонение кресту».
Люди не вольны в своих поступках, они жалкие игрушки в руках Всевышнего. Пусть в пьесе изображены сильные люди, сильные страсти, тем разительнее их ничтожество перед всеподавляющей и непостижимой мощью Бога. Не можем мы принять античную трагедийность, пессимистичную эстетику барокко, буквально пронизывающую «Поклонение кресту» П. Кальдерона.
Крест выступает символом веры, но в драме мы наблюдаем веру в крест, из которого герой создает божество, тотем, именно в этом и проявляется фетишизация веры. Вера непоколебима, но в Бога, а не в символ. Финал пьесы трагичен, соответствует лучшим традициям барокко: герои гибнут, узнав ужасную тайну, что Юлия и Эусебио – брат и сестра.
Эусебио не спасает молитва перед крестом, также как Юлию – обет посвятить себя замаливанию грехов. Над всем владычествует крест, его кроваво-красный знак, отмеченный на груди этих грешников. Само возведение креста в тотем, изображение его на груди героев – есть уже верный признак языческой культуры, а не католичества в чистом виде. Крест на груди Эусебио, Юлии – это метка, клеймо, своеобразная татуировка, к чему крайне отрицательно относится Православная Церковь, такие знаки на теле считались почетными у язычников.
Мрачный дух драмы, эпилог, приводящий к мысли, что люди лишь жалкие игрушки в руках Всевышнего, мы принять не можем, так как Бог не карает, а любит человека, давая ему столько страданий, сколько тот может вынести, не для наказания, а, наоборот, – для духовного воскрешения. В одной христианской притче говорилось, что «Господь дает каждому крест по его силам – сколько кто может снести».
Французский писатель Франсуа Мориак – одна из самых заметных фигур в литературе XX века. Лауреат Нобелевской премии, он создал свой особый, мориаковский, тип романа. Продолжая традицию, заложенную О. де Бальзаком, Э. Золя, Мориак исследует тончайшие нюансы человеческой психологии. В центре повествования большинства его произведений – отношения внутри семьи. Жизнь постоянно испытывает героев французского автора на прочность, и мало кто из них с честью выдерживает эти испытания.
Всё своё творчество Мориак посвятил исследованию тёмных сторон человеческой души и поиску источников пороков. Главным объектом его пристального наблюдения был брак. В несчастливой совместной жизни супругов он и находил раздражители, толкающие людей на грех. Религию он считал перилами, помогающими удержаться над пропастью страстей человеческих. Но, по мнению писателя, бывают моменты, когда даже самое лучшее в человеке восстаёт против Бога. Тогда Бог показывает нам наше ничтожество, чтобы наставить на путь истинный. Религия и литература потому так успешно взаимодействуют, что обе помогают лучше понять человека, считал Франсуа Мориак.
Так же, как Лев Толстой, он считал брак священным союзом между двумя людьми. «Любовь между супругами, проходя через множество случайностей, является самым прекрасным, хотя и самым обыденным  чудом», – писал Мориак.  Вообще, любовь он воспринимал как «чудо, невидимое другим», считал это глубоко интимным и сокровенным делом двух людей. Часто он называл её встречей двух слабостей.
Проблемы брака – основная тема романа «Клубок змей», который был написан в 1932 году. Он принадлежит к самым острым, к самым разоблачительным произведениям Мориака-реалиста. Мир, изображенный в «Клубке змей», страшен и гнусен. Клубок змей – это буржуазная семья, где отец, дети, внуки – все готовы отравить и погубить друг друга, а значит, и свою бессмертную душу.
Участники диспута пришли к общему мнению, что христианское учение служит нравственным мерилом поступков человека как в прошлом, так и в будущем человечества.

 

 

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.