Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

    4 декабря 2023 года Русская Православная Церковь отмечает праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

    Это третий двунадесятый праздник церковного года, который следует за Рождеством Пресвятой Богородицы и Воздвижением Креста Господня и подводит нас к величайшему после Пасхи празднику – Рождеству Христову.

    Этот праздник пришел к нам из Церковного Предания. Точная дата его установления неизвестна. О введении Пресвятой Девы во храм по исполнении Ей трех лет упоминает в I веке епископ Антиохийский Еводий, в IV веке – блаженный Иероним, а также святые Григорий Нисский и Патриархи Герман и Тарасий Константинопольские. На востоке праздник получил повсеместное распространение в VIII-IX веках. В IX веке Георгий, митрополит Никомидийский, составил канон празднику «Отверзу уста моя» и ряд стихир, а в X веке Василий Пагариот, архиепископ Кесарийский, составил второй канон празднику «Песнь победную». Эти стихиры и каноны поются Церковью и в настоящее время.

    Избрание будущей Матери Божией происходит из рода царя и пророка Давида. Родители Девы Марии были бездетны, но по своей добродетельной жизни были лучше всех, происходивших из колена Давидова. В горячих молитвах они просили у Бога разрешения безчадства и обещали Рожденное, с самого Его детства, посвятить Богу. Когда праведные Иоаким и Анна были удостоены своего желания, и Божие обетование осуществилось, они поспешили исполнить свой обет, данный Богу: привели в Иерусалимский храм трехлетнюю Деву Марию. Все удивились, видя, как трехлетняя Отроковица сама взошла на ступени храма. Пречистую Деву встретил первосвященник Захария, родитель Предтечи, и по таинственному Божию вдохновению, совершил необычное и удивительное дело: благословив Деву, Он ввел Ее, как «Невесту Бога Всецаря», во Святая Святых, туда, где находился кивот Завета, куда по закону дозволено было входить однажды в год только первосвященнику с очистительной жертвенной кровью. Даже Ангелы, по церковной песне, «вхождение Пречистыя зряще, удивишася, како Дева вниде во Святая Святых».

    Пресвятая Дева была оставлена для воспитания «во святилище» – в средней части храма, между двором и Святая Святых, в особом для дев отделении. Со дня Ее введения во храм начинается приготовление Ее души к тому великому дню, когда Она скажет явившемуся Ей архангелу: “Буди Мне по глаголу твоему” (Лк.1:38). Она проводила время в молитве, чтении слова Божия, богомыслии и рукоделии. По преданию, Богородица участвовала в вышивке завесы для Святая святых — той самой, которая в момент смерти ее Сына на Кресте «раздралась надвое» (Мф 27:51). Любовь Ее к собеседованию с Богом и к чтению слова Божия была так велика, что она забывала о пище и питье, и архангел по повелению Божию приносил Ей небесную пищу. Святая Дева, «принимая небесную пищу, преуспевала мудростию и благодатию». «Вскормленная в храме небесным хлебом, (Она) родила миру Хлеб Жизни – Слово», «всю Ее, – говорится в церковной песне, – пребывающую внутрь храма и питаемую небесной пищей, освятил Дух Всесвятой».

    С вхождением в храм Девы Марии благоволение Божие возвращается людям, благодать благовествует примирение с Богом, “Тобою бо Богу примирихомся”. В Ветхом Завете такое примирение совершалось прообразовательно через жертвы, приносимые в храме, а в Новом Завете им явилась Богоизбранная Отроковица. Чтобы стать Матерью Сына Божия, Она должна была добровольно выйти из мира греха и смерти, отказаться от земных привязанностей и всем сердцем последовать гласу Божию, призывавшему Ее устами пророка Давида: “Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя и дом отца Твоего”, и только тогда “возжелает Царь доброты Твоея” (ПС.44:11-12).

    Введение во храм Пресвятой Девы стало необходимым звеном спасительного Божия Промышления о мире. Это событие положило конец многовековому отчуждению человека от Бога и пребыванию его под рабством греху.

    Духовно-нравственное значение праздника раскрывается в понимании пути обновления храма человеческой души и несения креста. Божия Матерь, будучи чистой жертвой Богу, являет великий пример для следующих по этому пути. Будем же подражать по силе своей Ее горячей любви к Богу, Ее усердию к чтению слова Божия, к молитве, богомыслию, воздержанию, трудолюбию. Путь к Небу начинается на пороге рукотворенного храма Божия, когда человек крещением приносится в дар Богу и становится нерукотворенным храмом, и Дух Божий поселяется в нем. И наш путь по жизни должен пройти через храм, чтобы воспитаться и возрасти в нем, чтобы и завершился этот путь во святилище Божием, на Небе. Будем искать дарований духовных, нетленных. Отвлечем свой разум и свое внимание от житейских попечений и возвысим его в Небесные глубины – в то Святое Святых, где обитает ныне Богородица. Тогда и наши песнопения и молитвы будут доходить до Нее, скорой Помощницы и Молитвенницы за нас. Только молитва к Божией Матери, Ее помощь и предстательство могут сохранить идущих по этому пути от соблазнов и падений, и мы, благодаря Ее заступничеству, станем наследниками будущих, нескончаемых благ, благодатью и человеколюбием нас ради родившегося от Нее Господа нашего Иисуса Христа.

Комментарии закрыты.