В День народного единства Православная Церковь отмечает празднование Казанской иконе Божией Матери

    4 ноября 2023 года, в День народного единства, Православная Церковь отмечает празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.

    Для русских православных христиан в этой иконе и поныне воплощена идея молитвенного заступничества и ходатайства Пресвятой Богородицы за наше Отечество.

    Явление Казанской иконы Божией Матери предшествовало событиям Великой Смуты, когда возникла угроза существованию русской государственности. Икона была явлена в городе Казани в 1579 году на месте пожара. Обретения ее сподобился священник Гостинодворской церкви Казани Ермолай – будущий священномученик Патриарх Московский и всея Руси Ермоген.

    В 1606 году митрополит Ермоген был возведен собором святителей на Патриарший престол в Московском Успенском соборе. Избранный на патриаршество в 70-летнем возрасте в Смутное время, когда возникла опасность инославного порабощения России и Русской Церкви, святитель Ермоген, решительно воспротивился воцарению над Россией инославного государя. Патриарх неуклонно проповедовал идею освобождения страны от иноземных захватчиков. Глава Церкви устными распоряжениями и в грамотах призывал паству не верить самозванцам, не подчиняться полякам, «стоять за веру», подниматься на вооруженное сопротивление. Вдохновенные призывы Патриарха были услышаны русскими людьми и всколыхнули освободительное движение, из которого выросло великое подвижническое дело земского ополчения.

    В сентябре 1610 года было собрано большое количество дворян и служилых людей, но первое народное ополчение потерпело неудачу.

    Инициатором второго ополчения стал Кузьма Минин из торгового сословия, избранный нижегородцами земским старостой за честность и успешность в делах. Зная о призывах патриарха Ермогена создать новое ополчение, чувствуя свою ответственность за судьбу страны, Минин обратился к нижегородцам. По его призыву, поддержанному советом представителей всех сословий, был проведен добровольный сбор денег и имущества. Собирая деньги на народное ополчение, земский староста потребовал отдавать треть деньги – треть всех средств. Кто не имел денег, отдавал украшения, которые могли переплавить. Кто не отдавал, у того отбирали. У кого не было средств, тому он приказывал закладывать дома, жен и детей. Сам Кузьма подал всем пример, отдав треть своего большого состояния на благое дело. Вскоре были собраны значительные средства, которые позволили экипировать несколько тысяч воинских людей, составивших Второе ополчение. На должность первого воеводы нижегородцы выбрали князя Дмитрия Михайловича Пожарского, известного своей воинской доблестью и неподкупностью. Кузьма Минин получил должность «выборного всей землей человека». По благословению патриарха Ермогена из Казани была перенесена Казанская икона Пресвятой Богородицы, которая стала главной святыней ополчения.

    Народное ополчение было многонациональным и объединило людей всех сословий и национальностей, входивших в состав русской державы. Там были русские, чуваши, татары, марийцы, черемисы, башкиры, мордва. Мировоззренческие, национальные и социальные различия, не стали препятствием для всеобщего подъема на защиту Отечества.

    Второе ополчение выдвинулось к столице под красным стягом – знаменем князя Пожарского, (которое и до наших дней хранится в Оружейной палате Московского Кремля).

    Движение ополчения встревожило поляков и их сторонников. Они потребовали у Патриарха написать во все города, чтобы люди не шли освобождать Москву. Ермогена заточили в Чудовом монастыре и стали морить голодом.

    Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к Патриарху послов с требованием, чтобы он приказал народному ополчению отойти от города, угрожая при этом ему смертной казнью. Святитель твердо отвечал: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога». Уже из заточения священномученик Ермоген обратился с последним посланием к русскому народу, в котором призывал крепко стоять в вере и помышлять лишь о том, как «души свои положити за дом Пречистой и за веру» и благословил русских людей на освободительный подвиг.

    Более девяти месяцев томился святитель Ермоген в тяжком заточении. 17 февраля 1612 года он мученически скончался от голода и жажды.

    Известие о его смерти еще более сплотило ополченцев. Близилась решительная битва. Последние три дня перед ней русское воинство провело в посте и молитве. 27 октября 1612 года ожесточенное сопротивление польско-литовских отрядов было окончательно сломлено.

    Освобождение России, за которое с таким несокрушимым мужеством стоял святитель Ермоген, успешно завершилось русским народом по его предстательству. Тело священномученика было с подобающей честью погребено в Чудовом монастыре, а в 1654 году нетленные его мощи были перенесены в Успенский собор Московского Кремля.

    Патриаршее служение святителя Ермогена в течение нескольких столетий служит ярким образцом пламенной веры и любви к своему народу. Его неуклонное стояние за чистоту Православия и единство Русской земли стало примером для многих поколений русских людей.

Комментарии закрыты.