Слово в неделю о мытаре и фарисее; поминовение усопших; собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры!

Сегодня мы с вами совершаем память святых новомучеников и исповедников Церкви Русской –тех, которые отдали свою жизнь за Христа, не побоялись никаких мучений, и были увенчаны Господом мученическими венцами. Сегодня мы совершали панихиду о тех, которые были замучены в лагерях, в тяжелых работах, на рудниках, на лесоповале, на разных стройках. Тех, которые по тем или иным причинам не причислены к лику святых, но они до конца оставались верными чадами Церкви Христовой.

Много и тех, которые вернулись из мест заточений и свидетельствовали о том, что там происходило. Много тысяч мучеников прославлено нашей Церковью Русской. Но если мы будем с вами сейчас говорить о том, ЧТО они претерпевали, то нам, наверное, не хватит и года, чтобы рассказать обо всех страданиях, которые они несли. Самое главное, что в них было – это любовь к Богу и твердая вера.Вера непоколебимая, благодаря которой они выстояли и сохранили свою верность Христу. Тем самым подавая нам пример…

Мы с вами живем безбедно. У нас все сейчас есть. И даже,наверное, некоторые вещи – очень в излишке. Если нас из сегодняшнего дня взять и переместить на пятьдесят лет назад, то мы все начнем роптать. Потому что очень быстро мы привыкли к современному уровню цивилизованной жизни, к тем условиям, в которых мы сейчас с вами живем. Свет, газ и все необходимое для того, чтобы облегчить быт, в котором мы живем. А вот представьте на одно мгновение: если сейчас выключат свет. Его просто не будет. Ведь пятьдесят лет назад не в каждом доме было электричество. Вот что с нами станет, если это электричество нам отключить?.. Мы ведь сразу начнем роптать. Сразу начнем искать виноватых. Будет правительство виновато, государство, чиновники виноваты, все остальные – все виноваты в том, что у нас нет электричества, без которого мы уже не представляем свою жизнь! Но раньше-то мы жили без этого. Люди рано утром вставали: у каждого скотина была, каждый занимался своей землей, ходил на работу, трудился. И никто не роптал, что нелегкие условия для жизни. За все благодарили Бога.

А что говорить о тех, кому пришлось жить в этих лагерях, куда они были сосланы за одну только их веру в Бога… Нам нужно поучиться у этих страдальцев терпению. Они никогда не роптали. И отец Павел Груздев, и отец Иоанн Крестьянкин, и многие другие подвижники рассказывали о том, как они жили в этих бараках, что они претерпевали. Но они никогда не озлоблялись на тех людей, которые причиняли им страдания. Наоборот, они молились за них.Вспомните священномученика Владимира, митрополита Киевского – одного из первых пострадавших. Он благословил тех, которые его расстреливали, и молился за них со словами: «Господи, прости им, ибо не ведают, что творят». И многие другие молились так же за своих мучителей. Есть воспоминания святителей, живших в дореволюционное время. Они писали: живем мы в благополучное время, и нет страданий за Христа, никак не можем выказать свою веру. Но Господь попустил эти страшные страдания… И эти люди показали добрый пример.

Сегодня переходящий праздник памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской совпадает с еще одним праздником: неделей мытаря и фарисея. Мы уже вступили вподготовительные седмицы перед Великим постом. Вчера первый раз пелось «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче»…

И удивительно ведь – Господь приводит в простой примерлюдей, которые на службе у государства: фарисей и мытарь.Это люди, которые исполняли закон. Правда, мытарь немного превышал свои полномочия. Но вспомните слова сегодняшнего Евангелия. Как Господь сказал о мытаре и как сказал о фарисее? Про фарисея Он сказал, что тот вышел «менее оправданным». То есть фарисей не смог оправдаться пред Богом. Но почему?! Потому что он считал себя лучше всех. Он считал себя правильнее всех. Он хвалился своими делами. Да, он соблюдал закон. Он его писал, он и соблюдал. Он жил буквой закона. Но Господь сказал, что законом не спасется никакая плоть. Потому что «…милости хочу, а не жертвы…» И вот мытарь, которого все считали грешником. С ними никто не общался: вспомните словаСвятого Писания, когда говорится, что «если и Церковь не послушает, то будет для тебя как грешник и мытарь». Вот насколько отрицательно относилось общество к мытарям. Их сравнивали с язычниками. Вот какая была у них плохая репутация. Но Господь смотрит на сердце покаянное. И вот мытарь бил себя в грудь, ему даже стыдно было поднять свое лицо, и говорил со слезами: «Боже, милостив буди мне, грешному! Прости мои грехи! Потому что я превышаю свои полномочия… Но я исправлюсь в своей жизни! Боже, милостив буди мне, грешному!»

А как мы молимся? Просим ли мы у Бога прощения за СВОИ грехи, или же мы смотрим на то, как живут другие люди? Ведь мы перед Богом будем отвечать за СВОИ дела. Мы не будем отвечать за соседей. Мы не будем отвечать за руководителей, за начальника. Каждый из нас даст ответ о том, как он сам прожил свою жизнь. О том, как воспитал детей… А вот руководители будут отвечать за своих подопечных… Мы, пастыри, будем отвечать за вас… Поэтому мы должны смотреть в свое сердце! Что в нем живет? Благодарность Богу, покаяние, смирение, молитва, терпение или гнев, осуждение, зависть, неприязнь??? Мы должны разграничить зерна добродетели от плевел. И плевелы сжечь. Сжечь слезами покаяния. Так, как это сделал мытарь. Ведь каждый из нас несет подвиг в своей жизни. Терпение просто так не приходит. Оно не может появиться само по себе. Оно приобретается многими скорбями. И мы все с вами это знаем. Любая добродетель приобретается скорбями. Невозможно научиться любить всех, если не будет терпения и смирения. Невозможно научиться любить, если не будет молитвы об этом человеке. Да, святые отцы говорят о том, что любовь – это высшая добродетель. Но для того, чтобы она пришла в наше сердце, в нашу душу, нам нужно научиться исправлять самих себя. Только тогда добродетель поселится в нашей жизни.

Давайте, дорогие мои, будем взирать на подвиг тех людей, которые стяжают добрые дела. Будем учиться терпению, будем учиться молитве. А если и обидел кто-то нас, или осуждать будем кого-то, то вспомним краткую молитву, которую давал Силуан Афонский: «Господи, прости меня за то, что я его осудил, а ему помоги исправиться». Потому что, когда мы осуждаем человека в его грехах, в его поступках, говорит Амвросий Оптинский, мы берем на себя этот грех. И, кроме того, что мы каяться должны будем в грехе осуждения, еще и покаяться должны будем в том грехе, в котором осудили своего ближнего или окружающих.

Дай Бог, чтобы мы научились тем добродетелям, которым нас учит Господь, которым нас учат святые угодники Божии. И они являются для нас примером. Чтобы нам достойно пронести каждому свой крест, который Господь нам дал, в благодарность к Богу за ту любовь, которую Он проявляет к каждому из нас. С благодарностью и трепетом, и любовью за то, что Он не оставляет нас без Своей милости. Потому мы ленивые. Мы не хотим трудиться над своей жизнью, апросто хотим, чтоб все «было хорошо». Но если мы не будем трудиться, ничего хорошего у нас не получится.

Дай Бог нам всем сил и духовных, и физических – в добром подвиге подвизаться. Аминь.

Комментарии закрыты.