Слово в Неделю о блудном сыне

    Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

    Поздравляю вас, братья и сестры, с воскресным днем, с малой Пасхой! Это еще один воскресный день, который приближает каждого из нас к завершению нашего земного жизненного пути, по окончании которого каждый из нас узнает, была ли приятна Богу наша жизнь или нет. Для того, чтобы добрые дела, которые мы совершаем, были приняты Богом, они должны совершаться с внутренним расположением, с воспитанием души. Святые отцы говорят о Священном Писании, что дни нашей жизни земной очень ценны для каждого из нас. От них зависит наше будущее – наша вечность, верим ли мы или не верим. Всегда находились среди людей безбожники – злостные отрицатели, которые воевали против Бога.  Был такой римский император Юлиан Отступник, который в юности учился вместе с великими святителями: Григорием Богословом и Василием Великим; с которыми сидел за одной партой, как мы когда-то в школе. Как мы знаем, двое из слушающих этого курса стали великими светильниками Церкви Христовой, угодниками Божьими, находятся у Престола Святой Троицы, а Юлиан, который слышал то же, что слышали они, читал те же книги, которые читали они, стал гонителем христиан. Но при последнем издыхании, когда невидимой рукой по молитвам Церкви и Василия Великого Юлиан Отступник был пронзен невидимым воином Меркурием в сердце, умирая, он сказал: «Ты победил, Галилеянин!»

    Каждому зверствующему, отрицающему Бога, Господь перед смертью посылает свидетельство о реальности загробной жизни. В некоторых книгах можно прочесть описание того, как умирали безбожники. Служанка французского философа и сатирика Вольтера писала, что она никому не пожелала бы такой смерти, какой умирал Вольтер, который всю жизнь смеялся, «комедийничал», но умирал злой смертью. И многие «великие» люди мира сего, предвкушая будущий ответ перед Богом, умирали в великом страхе.

    И вот сегодня один из воскресных дней, когда мы, приближаясь к Великому посту, имеем возможность понять этот путь как с положительной стороны, так и с отрицательной. Сегодня вы слышали проповедь о младшем сыне, который, имел все, но не ценил это. И мы с вами получаем от Бога дары, таланты. Даже маленьким детям иной раз бывают дарованы такие таланты, которым все удивляются. Но чаще всего эти таланты мы используем не для того, чтобы приобретать смирение, кротость, служить людям и Богу, а для того, чтобы потешить свою гордыню. Вот некоторые, имея какое-то особое расположение к какой-то науке, чего-то достигнув, тут же оформляют юридический патент, чтобы никто другой не успел получить награду, которую он хочет за свои труды. Человек говорит: «Это сделал я, это мое, это все я!» Но стоит только у этого «якающего» забрать здоровье, или придут к нему какие-то скорби – тут же начинаются слезы, хныканье, вся эта гордость куда-то исчезает. Поэтому все, что мы имеем –говорит Святое Писание – это дары Божии. Истинно наши –только грехи, которые мы совершаем в противление воле Божьей.

    Так вот меньший сын, о котором мы читаем в Евангелии – это мы с вами, человечество, которое когда-то ушло от Бога, от мира  ангельского. Пожелали жить в своеволии. А ведь Господь даровал каждому из стоящих здесь, свободную волю. Мы можем сейчас сказать, что хотим. Мы можем сделать, что хотим. И мы совершаем грех, хотя и многие из нас понимают, что это грех, что этого нельзя делать. Но поскольку мы тут же, по совершении греха, не повреждаемся, никто нас сей же час не наказывает, не падает нам кирпич на голову, – все это будет через время, а пока, от времени этого опыта, мы обретаем некую уверенность, что нас не наказывают. Что мы или какие-то особые, или Бог нас как-то по-особому так любит, что все нам прощает.

    Как говорит Иоанн Златоуст, многие из нас во зло пользуются Божественным долготерпением. Если родители любвеобильные, они не хотят наказывать до времени своего сына, надеясь, что все-таки когда-то у него прозреет душа, и он перестанет жить в детстве, наконец-то повзрослеет и поймет свои ошибки. Так и Бог каждого из нас ждет: когда же все-таки придет зрелость души. И когда она долго не приходит, Бог дает человеку испытать, что значит быть в отступлении от Бога…

    Как-то рассказывал в одной из книг некий богоотступник, который во время войны отказался, отрекся от Бога. До этого его крещенного, православного христианина мучили, терзали ради того, чтобы он отказался от своей веры. И после того, как он отрекся от своей веры, через некоторое время он просил своих мучителей, буквально умолял на коленях: «Режьте, мучайте меня, только избавьте от тех мук, которые я чувствую сейчас, от того ада, в котором я горю,будучи оставлен Богом!» Богооставленность – страшное состояние, не дай Господь никому его испытать. Поэтому мучения физические – ничто по сравнению с теми терзаниями души, с тем огнем, который загорается внутри, когда человек отрекся от самого главного – от своего Создателя.

    Иной раз Господь дает каждому из нас почувствовать, что значит жить без Бога, не в полную силу, а постепенно отойдя, как мать от заигравшегося ребенка. Она отпускает, который не слушается ее, и просит кого-нибудь со стороны издать какой-то громкий звук. И когда исполняется просьба, ребенок, слыша необычный звук, страшный для него, тут же бросает свою игру и бежит к матери, ища у нее защиты.Потому что даже маленький ребенок в такой момент понимает, что вся его эта дерзкая напыщенность – ничто, по сравнению с материнской защитой и любовью.

    Так же бывает и с нами в жизни, когда Господь дает нам почувствовать нашу глупую вот эту самость, и мы, оставаясь без Бога, начинаем испытывать различные стеснения со стороны, как испытал библейский юнейший сын. И когда он вдруг одумался и вспомнил, что у него есть великий отец, любвеобильный отец, который ждет его, он вернулся. И отец, видя его, произвел некоторые действия, которые возвращают человека в лоно семьи.

    Прежде всего, он дал ему перстень на руку. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит, что это есть символ таинства покаяния, исповеди, которым человек вводится в общение с Церковью. Мало, как некоторые, сидя дома, отрицая Церковь, говорить: «Я верю в Бога в сердце, и дома каюсь перед Ним». Нет, если перстень не одет на руку, если таинство исповеди не совершено, человек остается в отлучении от Церкви. Он к ней не присоединен, без таинства нет присоединения. Вот для чего нужно посещать храм, быть в Церкви. Потому что здесь собраны все таинства для спасения души человеческой. Когда перстень был надет на руку, отец одевает ему на ноги сапоги. Это символ заповедей церковных. Только подумайте: как сапоги охраняют ноги человека от порезов, ушибов, от разного рода температуры земли, так и Христовы заповедиохраняют душу человека, чтобы он не повреждался грехом. Без сапог, то есть без исполнения заповедей, спасение невозможно. Многие бывают даже доброжелатели Церкви, но всех заповедей не могут исполнить. Особенно целомудрия, особенно поста. Говорят: как поститься, как без мяса жить?.. Даже в медицинских книжках пишут, что  какие-то незаменимые аминокислоты в мясе, в животных есть, и если их не кушать, человек умрет. А сколько вегетарианцев, сколько монахов жили тысячи лет? Мясо не ели всю жизнь и жили. Мария Египетская, например, говорит, что, по благодати Божьей, достаточно малого количества пищи, чтобы тело не умерло. Поэтому нужен нам перстень-покаяние, нужны сапоги-заповеди. И только потом уже мы слышим, как отец говорит: «Зарежьте тельца, мы будем есть и веселиться». А что это за телец? Кто за нас был заклан раз и навсегда? Христос наш, Господь Иисус Христос, даровав нам Свои Тело и Кровь!

    Поэтому, братья и сестры, даже если внутри мы себя сознаем согрешившими, но, не покаявшись и не начав исполнять заповеди, мы не имеем права прикасаться к этой Божественной трапезе – Телу и Крови Христовой. Только надев перстень – покаявшись, положив твердое намерение больше не буду, Господи, грешить. Хотя, по навыку, мы, конечно, согрешаем, поэтому приходим каждый раз снована исповедь. Господь говорит: «Кто Меня любит, заповеди Мои соблюдите». И, только когда нас присоединит таинство Церкви, только когда мы наденем «сапоги» – твердое намерение не грешить, совершать заповеди, только тогдауже мы имеем право приближаться со страхом к этой великой Божественной трапезе.

    Святой Сисой Великий, монах-отшельник, который всю жизнь прожил в пустыне, просил перед смертью: «Господи, дай мне еще хоть сколько пожить – покаюсь». Ему говорят: «Брате Сисой, тебе ли бояться смерти? Ты столько всего сделал для спасения, столько каялся». Он говорит: «Я это делал, как человек, но не знаю, как это все принял Бог, поэтому страшусь Его суда, страшусь Его оценки, и прошу Бога еще хоть немного пожить, чтоб что-то еще для спасения сделать, что я не доделал». Поэтому не будем самонадеянны, не будем беспечны, потому что мы все и теряем, из-за нашей беспечной самонадеянности. Да поможет нам Господь, как этому блудному сыну, вернуться в лоно отчее, совершить этот путь и уже никогда не отделяться от единой веры, от единой Церкви и от единого нашего Спасителя Господа Иисуса Христа. Аминь.

Комментарии закрыты.