Слово в Неделю Крестопоклонную

    Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

    Недавно, братья и сестры, мы с вами только начинали Великий пост, и вот уже подошло время  его середины. Мы  прожили половину  времени, которое Господь отпускает нам для того, чтобы мы отошли от обычных дел, от обычных мыслей. На это время в древности прекращались работы, в монастырях закрывались двери, подвижники уходили в пустыню, чтобы  дать себе возможность как можно меньше видеть суету, о которой пророк Давид писал: «Господи, дай мне очи не видеть суеты». Что это значит? Значит, смотреть только на то, что приносит пользу, что может нам пригодиться в будущей жизни, а тому, что является временным, преходящим, не уделять особого внимания.

    Вспомним, как апостол Павел, несущий слово Господне, пришел в Афины, которые в то время были центром словесности и философских знаний. Живущие там люди много времени уделяли дискуссиям, приветствовались и обсуждались разные новые идеи. И вот апостол Павел, проходя по городу, увидел в нем множество больших красивых зданий, среди которых было достаточно много храмов, и все они были посвящены различным языческим богам. И был среди них один храм, посвященный «неведомому Богу». Когда апостол Павел увидел это, в его сердце родилась та самая идея, которая, как он подумал, может ему пригодиться, чтобы людей из мрачного мира язычества привести к прозрению, к истине – проповедать им Христа. Вот он и сказал им: «Осматривая ваши святыни, я нашел жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам». Вспоминаем еще один показательный момент, когда он говорит в ареопаге: «Проходя по вашему городу, я заметил, что вы люди как бы благочестивые…» Обратим внимание на это понятие «как бы». И во втором послании апостола Павла к Тимофею можем прочитать похожее описание:  в конце веков люди будут по виду благочестивы, а внутренне – силу этого благочестия отвергнут. Внешне – вот такая, как сейчас популярно, европейская толерантность, ко всем уважительность, но внутренне человек становится все дальше и дальше от того образа, который Господь вложил в него при творении. Апостол Павел увидел нечто подобное. Чтобы как-то возбудить людей от духовного сна, сказал им, что наступает такое время, когда Господь повелевает всем повсюду покаяться. Что Он определил день, в который будет всех судить – живых и мертвых. Рассказал про определенного мужа, которого Господь воскресил из мертвых, чтобы чудом сим утвердить веру в то, что этот день обязательно наступит, так же, как уже происшедшее Воскресение Христово.

    Нас с вами от дня Светлого Воскресения Христова отделяет еще половина поста, после чего нужно пройти подвиг Страстной седмицы. И вот сегодня мы видим Крест, который говорит нам словами апостола Павла: если сейчас у нас, у христиан, до сих пор раздоры, зависть, распри – «не плотстии вы ли есте». То есть не плоть ли вы, о которой еще в древности говорил израильтянам Господь: «И рече Господь Бог: не имать Дух Мой пребывати в человецех сих во век, зане суть плоть» (Быт: 6: 3-3). То есть – настолько люди осуетились, дела их стали настолько земными, что не помышляют о духовном.

    В древности люди, даже не столь близкие к истинной вере в Бога, рождая своих детей, давали им определенные имена, которые пророчески говорили о будущем их дочери или сына. Господь имел к ним такое благоволение, давал им такую благодать: они имели такое видение о будущем, что при рождении сына или дочери могли предсказать, как он или она послужит им и всему человечеству. Мы с вами, братья и сестры, в наше время, взирая на Крест Христов, должны помнить слова Феофана Затворника:  христианин – это тот, кто несет свой крест, а крест заключается в терпении скорбей, страданий. А если нет желания нести крест?.. Вспомните, как часто повторял известный старец Псково-Печерский, Иоанн Крестьянкин: с креста не сходят, с него снимают. Как часто нам дьявол предлагает отказаться от какого-то порученного нам дела. Нам кажется, что это не то, что нам нужно. Об этом говорит Иоанн Златоуст:  каждый раз, когда мы оказываемся в какой-то неприятной ситуации, нам кажется, что нам надо что-то другое, а не то, что мы сейчас имеем. Не та обстановка, не тот начальник, не тот президент, все не то, нам нужно что-то «другое»… А на самом деле:  все, происходящее с тобой, – это как раз то, что именно тебе, именно сейчас и нужно пройти.

    Господь говорит: «…верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?» (Лк, 81 зач., 16, 10-15). Все, что мы имеем, принадлежит Богу. Все, что мы с вами сейчас имеем – это временное, преходящее, а наше – это то, что получим в итоге – в жизни будущей. Поэтому, если мы не проявим верности Богу в земной жизни, если будем стремиться избегать своего креста, тогда не стоит даже надеяться в будущем на благодатную жизнь в Царстве Небесном. Ничего не получим, если не будем нести креста. Нам недопустимо «терять» его – через ропот, через желание «того, сами не знаем чего». Зачастую человек, который начинает этот «бег»  – меняет работу, меняет образ жизни, место жительства, может быть, даже супругу – в итоге, «набегавшись», понимает, что данное ему Богом изначально было лучше. Многие, кто «попытал счастья» во втором браке или даже в третьем, потом говорят: а вот та первая жена была лучше всех, оказывается… Хотя и была как-то вот такая, что мне показалось, что надо найти кого-то получше… А теперь понятно, но что Господь-то как раз ту, первую, мне и дал – самую лучшую. Дал тебе Господь жену – держись за нее и радуйся. И так же про мужа. У хорошей жены муж всегда какой? Лучше всех. Даже если где-то муж и не был прав, «задел» ее, она не ропщет, не обижается, а своей любовью и своим терпением может этого мужа совершенствовать.

    Когда-то к святому праведному Иоанну Кронштадтскому пришла некая раба Божья. Неся свой крест, плакала и просила: «Отец Иоанн, ну придите к нам, ну скажите мужу, что пить нельзя!  Сил моих больше нет!»  И вот приходит к ним отец Иоанн: она дома с детьми. Он все прошел, посмотрел, и тут этот «красавец» как раз заявляется домой, конечно, как всегда – в нетрезвом виде. Увидел Иоанна Кронштадтского и подумал, что сейчас начнется – будут  нравственные поучения. Но отец Иоанн подошел к нему, обнял его, и говорит: «Да какой же ты молодец! Какая у тебя прекрасная  жена, какой дом уютный, как у тебя здесь все правильно устроено!»  Тот сел на стул и от стыда разрыдался просто. Говорит: «Какая я свинья!.. Господь мне все это дал! Жену дал и детей, а я вот так себя веду…» И бросил пить. Вот как нужно уводить людей от страсти. Терпением, мольбой, а Господь  подскажет, какое средство к этому нужно.

    Поэтому не будем братья и сестры, «убегать» от креста! Будем радоваться, что Господь нас еще не отринул, дает нам моменты испытания, возможность проявить свою веру – есть ли она у нас или нет… Если же мы в сложный момент «ударились» в панику и стали искать помощь человеческую, а не Божественную, пора остановиться и зарыдать в покаянии – о том, что забыли Того, от Кого вся и всяческая! Поэтому, братья и сестры, будем терпеть. Не будем сходить с креста, а дождемся того времени, когда Господь нас Сам призовет – из этой жизни плача в жизнь вечную и радостную. Аминь.

Комментарии закрыты.