Слово в Неделю 5-ю Великого поста.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В нынешний воскресный день пятой Недели Великого поста мы празднуем память Преподобной Марии Египетской. Вспоминаем историю ее жития каждый год и, казалось бы, уже в который раз слышим один и тот же рассказ о ее жизни, одни и те же слова, одни и те же примеры, но наше сердце по-разному может воспринимать это.
Кто-то, когда его коснулась благодать покаяния, идя этим путем, приходит в состояние некой успокоенности, уверенности, что жизнь в грехе осталась в прошлом, теперь началась новая жизнь – жизнь со Христом. Но у некоторых эта уверенность почему-то перерастает в некое убеждение, что Бог непременно должен нам что-то давать – взамен того, чем мы пожертвовали ради Него. И начинаем мы перечислять свои достоинства, дела, жертвы. Появляется у нас желание, чтобы кто-то нас постоянно хвалил, а если этого не происходит, то у нас печаль на сердце.
Сегодня в Евангелии мы слышим, как ученики Христа, которые еще не были просвещены Святым Духом (не было еще Воскресения Христова, Дух Святой еще не сошел на Церковь Свою), повели себя похожим образом. Ближайшие ученики, о которых мы слышим в Евангелии, что они были особо любимы Христом, пользуясь знакомством со Христом, спрашивают: «Можно ли мы, когда наступит Твое великое Царство, сядем – один слева, а другой – справа от Тебя?»
Бывает, в нашей жизни, что мы гордимся своим родом, гордимся положением, какими-то финансовыми отличиями, которые нам якобы дают право жить не так, как все. Даже походка человека, имеющего достаток или положение, порой отличается – она величавая, горделивая. В животном мире, говорят, самая гордая птица – кто? Гусь. Когда он кого-то прогонит случайно или намеренно, то он перед стадом выгибает свою шею, выставляет вперед грудь и идет вперед, показывая: «Посмотрите, какого великого вождя вы имеете честь видеть рядом с собой». Так бывает и с людьми, которым власти или денег дали чуть-чуть больше, чем другим. Сразу уже до него не «достать», не достучаться. Ограждает он себя таким ореолом или средой, которая недоступна для обычных людей.
Я помню одного успешного предпринимателя на заре 90-х годов, когда открывались храмы. Стали с ним разговаривать о покаянии, о Царстве Небесном. Слыша о том, что нужно что-то делать для спасения души, он рассмеялся и говорит: «Ничего, мы и там откупимся». Так он надеялся на свое положение, на свои деньги, на свои знакомства, что и «там» он «откупится»… Есть притча на эту тему. Так называемый «новый русский» попал в иной мир, и услышал, что Царство Небесное недоступно. Тогда начал спрашивать: «А как же мои пожертвования?! А как же средства, которые я давал на строительство храмов?» Но он не строил свою собственную жизнь по закону Божьему. Собственную малую Церковь внутри себя он не построил.
Бог не нуждается в нашей вещественности. Наши какие-то жертвы – это только средство к тому, чтобы сердце человеческое обрело Бога. Как мы слышим в 50-м псалме, только чистое сердце узрит Бога. Поэтому основная идея поста и основной пример преподобной Марии Египетской как раз и заключается не в том, что внешне что-то меняется. Внешне все может быть и незаметно, а самое главное, что меняется внутренний мир человека, который уже борется не только с делами, а с начатками греха – с этими ростками сорняка, которые хранятся в сердце. Это касается и гордости, и тщеславия, и блуда, и других всяких нечистот, которые, бывает, одолевают наше человеческое сердце. Пример Марии Египетской как раз и заключается в том, что она настолько очистила свое сердце, что смогла приблизиться к Богу.
Помните, что произошло в раю? Оттолкнул ли грех Бога от человека? Нет. Произошло наоборот. Грех оттолкнул человека от Бога. Как только Адам согрешил, что он сделал? Он спрятался. Ему стало стыдно. Он почувствовал, что ему теперь невозможно находиться рядом с великой чистотой Бога. Он спрятался, когда его Господь звал: «Адам, где ты?» К покаянию призывал его. И Адам из своего убежища что-то там пытался говорить в свое оправдание. Оправдывал свое положение. Так бывает и с нами, когда мы, зная заповеди, ищем причину – как бы помягче, как бы не так больно, чтобы эта заповедь не давила, оправдать свое нежелание выполнять ее. «Поститься не могу, потому что…» Бери толстую тетрадь и записывай эти «потому что». «Не могу жить чистой жизнью, потому что…» И так с любым грехом. А надо бы человеку усвоить: «не могу» соблюдать заповедь потому, что закостенел в этом грехе, привык к этому, заржавел в этом напрочь уже! Признаться в этом очень сложно. Ведь походка как у гуся, рядом окружение, которое может нас неправильно понять, может отвернуться от нас, как отворачивались от тех, кто приходил ко Христу, когда Он был на земле.
Поэтому, братья и сестры, Иоанн Златоуст говорит, что надо мысли так настроить, чтобы думать не о том, что приятно, а о том, что полезно. Полезно или нет. Предлагают нам какое-то дело. Пошли туда, давай сделаем то. Подумаем: будет ли польза или не будет? Если мы будем так жить, то из года в год житие преподобной Марии Египетской, будет для нас вовсе не как старая история. «Ну там все понятно, все известно – покаялась, молилась, на воздухе стояла». А именно: как ей удалось вообще из такой жизни, из такого великого падения выйти, да еще и обрести в слабом женском существе такую твердость, такое мужество?.. Древние язычники-философы говорили, что у женщин такого мужества быть не может. Ни стремление к истине, к справедливости, ни мужество не присуще жене-язычнице. А у христианки все это появляется. Поэтому и сказано: во Христе нет уже ни мужеского пола, ни женского, но едина тварь во Христе. Ни раба, ни свободного, ни господина. Душа не имеет пола. Сейчас мы с вами облечены в плоть, видим друг друга. Одни – мужчины, другие – женщины. Но душа в будущей жизни вечной, как говорит Сам Христос в Евангелии, уже не будет ни жениться, ни замуж выходить, но будут все, как ангелы. Поэтому не нужно оправдывать свои немощи – женщинам, что они слабые, или мужчинам, что они слишком сластолюбивые. Не нужно поддерживать такой имидж в обществе, чтобы для всех быть приятным, и чтоб ты везде был любим. Апостол Иаков говорит: кто хочет быть друг миру – враг Божий бывает. Любовь к миру сему – вражда на Бога есть. Четкие, понятные критерии. Если иметь их в сердце и в мыслях, то и в делах у нас будет любовь к заповедям Христовым. Да поможет нам Господь молитвами преподобной Марии Египетской обрести такое мужество – и мужам и женам – чтобы неуклонно идти по выбранному нами пути ко Христу. Аминь.

Комментарии закрыты.