Слово в Неделю 5-ю по Пятидесятнице, празднование иконы Пресвятой Богородицы, именуемой «Троеручица»

   Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

    Поздравляем вас, братья и сестры, с празднованием малой Пасхи – воскресного дня.

    Этот день совпал с празднованием иконы Божьей Матери, именуемой «Троеручица». Сию икону сегодня мы лобызаем, к ней сегодня мы обращаемся, вспоминая милость Пресвятой Богородицы, которую Она оказала роду человеческому, утверждая истину православия, когда исцелила руку преподобного Иоанна Дамаскина.

    То чудо, которое тогда совершилось, было необъяснимо никакой наукой. Святого оклеветали и, в наказание за то, чего он не совершал, отрубили руку. Преподобный, как вы помните, был ученым мужем, и его рукой были написаны три трактата «Против порицающих святые иконы». Потеря кисти руки означала, что он не сможет больше писать, проповедуя истину Слова Божьего. В скорби своей Иоанн прикладывал к запястью отрубленную кисть и слезно молился Богородице, и Она ответила – явилась ему во время сна, и сказала, что рука его исцелена. Проснувшись, святой убедился в том, что это правда – рука цела и невредима.

    Как мы видим, святой Иоанн обращался к Божьей Матери не потому, что просто не хотел остаться калекой, а именно потому, что сердцем болел за православие.  В то время в Византии распространялась ересь иконоборчества. Император Лев III Исавр поддержал идею о том, что не нужно почитать иконы: якобы это недостойное изображения святых, Бога, Божьей Матери, это обычные доски и ничего более. И многие православные христиане, боясь потерять благополучие, знатность и спокойную жизнь, молча соглашались на это беззаконие. Но лицемерие всегда остается лицемерием. Человек, который утверждает ложь и не находит достаточно аргументов, использует обычно единственное средство: когда у него ничего не получается, он прибегает к насилию – заставляет молчать тех, кто не принял его ложь, или даже убивает тех, кто защищает истину. Ничего большего дьявол не придумал на протяжении всех веков существования человечества.

    И в нашей жизни часто происходит нечто подобное, когда  христианин встает перед выбором – сохранить свой личный покой или направить свои поступки на защиту истины. Помню рассказ одного дьякона, который сейчас преподает в одной из семинарий устав Церкви. Когда он был маленький, учился в советское время в школе. Все знали, что он – сын священника. Классы тогда были многолюдные. Так вот его всегда сажали за последнюю парту, так как он, видимо, был «недостоин» слушать и лицезреть учителей более близко. При этом, когда поднимался вопрос о религии, то учительница, постепенно набирая «градус» ненависти к православной вере, называла верующих мракобесами, а потом рукой указывала на сидящего за последней партой мальчика и говорила: «А вот один из них!» И весь класс поворачивался к нему лицом. Какое же этому ребенку нужно было иметь мужество, чтобы оставаться верующим, а в дальнейшем поступить в семинарию и стать священником еще в советское время!

    В наши дни стыдить за веру уже не будут, но все равно часто бывает, что человек попадает в такой коллектив, где в Бога не верят. Или же верят, как говорится, «по-своему», а над человеком, который действительно живет по вере, подшучивают, смеются. Шутят над тем, что он, например, постится в среду и пятницу. Говорят: «Ну это уж слишком. Уж верить-то в Бога – ладно, но зачем вот так? Для чего это Богу нужно? Ведь Бог – это любовь»… Кто воспитывает детей, тот знает, в чем проявляется любовь. В стену вбивается гвоздь или прикручивается шуруп, на который вешается некий «инструмент», напоминающий маленькому ученику, как он должен вести себя. Это в том случае, если висящая в святом углу икона для него – не авторитет.

    Одна верующая рассказывала мне, как ее воспитывала бабушка. Отец воевал, матери не было рядом. Когда бабушка уходила из дома по каким-то делам, она показывала внучке на икону и говорила: «Смотри – когда вернусь, Он мне все расскажет, как ты вела себя». И это настолько действовало, что, когда девочке хотелось сделать что-то дурное, она оглядывалась на икону. А с иконы смотрит Он. И всякий раз это останавливало, удерживало от баловства. В таком случае и ремень не нужен. А вот если нет страха Божьего, должен быть страх человеческий. Тогда уже на гвоздь вешается «инструмент». Он может быть разный. Может быть, это плеть казачья. Может быть, ремень солдатский, о котором нам в детстве говорили: «Если будешь себя вести некорректно, то звезда, которая на пряжке, будет отображаться на каком-то месте твоего тела, имей ввиду». Кто-то скажет: ну что это за отец? Он что – не любит своего ребенка?! Любит, но знает: если не воспитывать в строгости, в послушании, ничего хорошего из ребенка не вырастет. Еще апостол Павел сказал, что обучение знаниям может быть не всегда полезно, а вот благочестие всегда имеет благой конец. Независимо от того, какими знаниями и опытом обладает человек, – имея благочестие, он в любых обстоятельствах останется человеком с большой буквы.

    И вот иконы для нас с детства являют видимый пример, как нужно себя вести. Даже внешне – как нужно выглядеть. Можно поставить перед собой икону и встать к зеркалу, чтобы сравнить: что на иконе, а что там – в отражении. Что там за странное существо? Накрашенное, с когтищами, сережки до плеч, ноги не прикрыты…  Ну как вырастет из этого человека что-то нравственное, что-то благочестивое, боящееся Бога, трепещущее Его словес? А в будущем отсюда и разводы, отсюда и неверность в браке. Потому что нет благочестия внутри, не воспитано оно. Потому что в детстве родителям было жалко свое чадо: «Батюшка злой! Зачем нам бедного ребенка растить в строгости, в таких рамках?» А бывает, родители говорят: «Спроси священника». А дети отвечают: «Зачем? Мы и так знаем, что он скажет». Почему так? Потому что истина не может быть сокрыта. Творящий зло понимает, что он творит зло. И очень плохо, когда зло человеком попускается по безразличию.

    Помню, как в 2000 году наблюдал такую картину на улице. Шел обычный мужчина, ничем неприметный человек, подвыпивший, и увидел, как мальчик покупает сигареты в ларьке. А продавец – взрослая женщина, лет, наверное, шестидесяти. У нее в голове только одно: сколько она сегодня денег получит. И она, не глядя, дает этому мальчишке сигареты. Настолько возмутило это мужчину! Он с таким гневом праведным выхватил из рук у ребенка эту пачку и швырнул ее обратно в окошко этого ларька. Говорит продавщице: «Ты что же это, старая, делаешь? Кому ты это продаешь?! Что у нас потом вырастет, кто у нас будет дальше страной управлять?!» Вот так и должно быть. Я помню, в советское время было вполне нормально, что проходящий рядом взрослый мог спокойно напомнить о поведении детям, которые безобразничают. Даже за ухо мог взять. И ничего бы ему не сказали. А чаду, которое пришло домой и жалуется на учителя, что родители отвечали? Учителя ты должен почитать, что бы он тебе ни говорил! Потому что, как говорят в армии, существует только два пункта. Первый: командир всегда прав. А второй пункт: если командир не прав, смотри пункт первый. Вот так нас воспитывали. Вот так росло наше поколение. Хоть и без Бога мы росли в силу внешних обстоятельств, но у нас хотя бы присутствовало в воспитании благочестие, которое позволяло остаться человеком.

    Но вернемся к главной теме: икона «Троеручица», память которой мы празднуем. То великое чудо, когда отрубленная рука приросла обратно, можно сказать, Богородица вернула руку Иоанну Дамаскину – для чего оно произошло? Очень важный момент.

    В наше время зачастую мы слышим такие истории: человек покалечился или заболел, когда предавался каким-то удовольствиям – пил, ел, веселился, катался на чем-то, ехал, летел куда-то. Кто-то шею сломал – на лыжах катался. Кто-то пьяный за рулем убился, да еще кого-то убил. Кто-то поехал на курорт, поел чего-то экзотического и там умер. Только подумайте, братья и сестры: разве для этого нам дается Богом жизнь?! Разве для этого нашему телу дано здоровье?

    Не для этого просил Иоанн Дамаскин Богородицу исцелить его руку, а для того, чтобы прославлять истину, Бога прославлять. И Божья Матерь явилась ему во сне и сказала: «Возвращается тебе рука твоя, пиши ей, отстаивай истину». Вот зачем, братья и сестры, только с такой целью мы можем просить здоровья у Господа – только с намерением жить в Боге, праведно, благочестиво, умножая добрые дела, а не для праздности и глупости. Или что-то мы потеряли. Сначала просим: Господи, дай нам пожить, чтобы успеть еще в чем-то покаяться. А второе: может быть, мы еще что-то не сделали, что должны сделать. Кого-то не воспитали еще, кого должны воспитать. Не оставили после себя внуков, сына или дочь, которые бы прославляли Тебя, Господи, сами жили в истине и других учили жить так же…

    Нельзя нам быть безразличными. Если рядом с нами некое беззаконие или бесчинство происходит, надо реагировать, надо говорить об этом. Но немаловажно – с каким сердцем вы это скажете. Если ты смирен, со смиренным сердцем подойдешь и просто от всей души скажешь человеку: «Ну зачем ты так делаешь, это ведь зло, ну ты же человек…», вряд ли не прислушаются к тебе. А вот если подлететь с агрессией, злобой, выдавая ее за праведный гнев, с шашкой наголо, то такую же злобу и получишь в ответ. Всегда сначала нужно самим научиться жить смиренно, с кротостью духа, а только потом уже кому-то пытаться истину донести, когда он не прав. Вот тогда наше внутреннее состояние душевного покоя передастся другому.

    Будем же прославлять Божью Матерь, просить Ее в нашей жизни, чтобы Она нам содействовала именно для того, чтобы мы сами жили в истине. И эту истину помогли обрести другим. Аминь.

Комментарии закрыты.