Слово в Неделю 24-ю по Пятидесятнице, попразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы

    Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

    Поздравляем вас, братья и сестры, с воскресным днем, в который мы прославляем Пресвятую Богородицу, в честь Ее праздника Введения во храм.

    В этот день мы с вами слышим притчу о некоем богаче, который по милости Божьей получил большой урожай. Поскольку урожай не вмещался в имеющиеся житницы, богач задался вопросом: что же ему делать с такими огромными запасами? В жизни иной раз так случается, что любой из нас может оказаться в похожей ситуации. Бывает, каким-то образом нам досталось некое имущество или же денежные средства сверх нашего обычного прожиточного уровня, и человек задается этим же вопросом: что с ними делать? У тех, кто, может быть, еще никогда не получал таких денег, начинается нездоровый ажиотаж. Они бросаются в разные стороны, пытаясь реализовать для себя все, что раньше было недоступным, приобрести что-то дорогостоящее. А некоторые тратят деньги на какие-нибудь увеселения, которые, как говорит Иоанн Златоуст, устроены «не для назидания, а для удовольствия». И люди не задумываются о том, что не просто так они получили это богатство, а для определенной цели.

    Мы знаем по учению Церкви, что от Бога никогда не исходит что-либо ненужное, напрасное и бессмысленное. Если Господь послал нам какие-то средства, значит, для чего-то важного они предназначены. Все, что попадает нам в руки, мы должны так или иначе обратить на пользу. Плохо, когда человека с детства не научили правильно относиться к тому достоянию, которое оказалось в его руках, и особенно тяжело ему это уразуметь, если он своими руками в жизни ничего не делал – не был приучен к труду. Или, может быть, перестал собственноручно трудиться. Помню, однажды мне так и сказал человек, живущий в очень большом достатке: «Чтобы уметь правильно, разумно и дальновидно распоряжаться имуществом и средствами, которые тебе достались, надо иметь регулярную такую практику – обязательно совершать какие-то труды своими руками».

    Помню, в детстве я удивлялся одному такому наблюдению. У нас в Сибири в девяностые годы появились люди, которые имели большие деньги и ездили на шикарных авто. И вот, когда мы с родными ехали, как обычно, сажать или полоть картошку, я с недоумением отмечал: эти дорогущие джипы стоят где-то у таких же земельных пайков. И эти люди, которые, казалось бы, имеют возможность не трудиться, не махать этой лопатой – так же, как все остальные, сажают, обрабатывают или копают картошку! Для чего им это нужно?..  А оказалось: есть такая тайна.

    Даже в святоотеческой литературе можно встретить это, когда речь идет о воспитании детей. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что без земли и работы на ней невозможно воспитать полноценную личность. Вот чего-то не достает человеку, пусть даже он изучил множество книг, языки знает, хорошо знает какую-то теорию, науку – он не может в полную силу воспользоваться всеми этими своими достижениями, если у него нет «связи» с землей. Поэтому так важно, чтобы у каждой семьи был какой-то земельный надел, хоть какой-то огородик, где бы дети с малого возраста имели эту «связь» с матерью-землей, с той кормилицей, от которой мы все изошли…

    Но вернемся к евангельской притче. Вот этот богач, который задумался, что ему делать со «свалившимся» на него неожиданно большим урожаем. Чаще всего, когда человек имеет искаженное понятие о богатстве, о цели в жизни, он поступает так, как поступил этот богач: а сломаю-ка я все старое и построю новое. Так обычно бывает и в нашей жизни, когда появились деньги. Вроде машина ездит, хорошая, вполне устраивает, но раз теперь есть деньги – куплю-ка я новую, побольше и подороже! Так бывает и с квартирами, и с чем угодно, с любой нашей собственностью. Когда нам дают деньги, первая мысль, которая у нас возникает: «Надо улучшить условия своей жизни». Вместо того, чтобы хорошо подумать и рассудить, для чего Господь дал возможность получить такие деньги, люди спешат их истратить – «вложить», а иногда и просто «промотать». Вот строит человек дом для себя. Если средства позволяют, обычно стараются достроить или построить дом побольше – причем чаще всего не по необходимости, а для «престижа». Сначала настроят громадных домов, а потом жалуются – это все теперь надо отапливать, содержать, в конце концов, заводить какую-то прислугу, чтобы все это драилось, мылось-убиралось, потому что самому тяжело – такие масштабы. Зачем же ты их такие отстроил?..

    Был в дореволюционной России очень богатый человек – Иннокентий Сибиряков. Предприниматель, благотворитель и меценат, родом из Иркутска. От родителей унаследовал громадное состояние и производство – он был золотопромышленник. Когда он ездил к писателю Льву Толстому в Ясную поляну, откровенно рассказывал, насколько он устал от этих огромных денег, как ему надоело так жить: деньги постоянно требуют, чтобы их вновь и вновь вкладывали, пускали в оборот, в какое-то производство. Деньги ради денег. Так вот наш соотечественник Иннокентий Сибиряков делал то, что можно было бы поставить в пример тому евангельскому богачу.

    Он купил дом в Москве и объявил, что ежедневно принимает всех, кому нужна материальная помощь. Люди выстраивались в громадную очередь – каждый со своей бедой, кто с чем. И получали  эту помощь: деньги или чек. Мало того, когда он ходил по улицам, он смотрел по сторонам – где есть кто-то, кто нуждается. Однажды монахине, которая просила пожертвования на строительство монастыря, Сибиряков дал огромную сумму денег наличными. Она испугалась и вместо благодарности пошла и заявила в полицию: подумала, что это краденые деньги, что не может быть столько денег с собой у обычного на вид прохожего. Ну, конечно, выяснили, что деньги принадлежали ему. Следующими, кто восстал на Сибирякова, стали его же родственники: хотели признать его сумасшедшим и лишить его возможности раздавать свое имущество. В конечном счете, он уехал на гору Афон в наш русский монастырь, построил на последние деньги два храма, принял постриг, и умер схимником. Когда у тебя много денег, и ты встал перед вопросом, что с ними делать – отдай. Раз ты уже в достатке, а Господь послал тебе еще больше – отдай тем, кто нуждается. Вот для чего посланы эти деньги. Это шанс пожертвовать – ради чьего-то спасения в земной жизни, и ради твоего спасения в жизни будущей. Сначала сложно это понять. И сложно сделать. Как к этому прийти?

    В Евангелии Господь нам говорит: «Не приобщайтесь же к делам бесплодным тьмы, паче же и обличайте». И дела эти, к которым нам, христианам, нельзя приобщаться, названы, и среди них в первом ряду стоит любостяжание – алчность к деньгам, чрезмерное попечение о богатстве и приобретении земных благ. Сей грех воспрещается второй заповедью и относится к идолопоклонству. Называет Господь и причины, которые человека делают темным. Что значит «темным»? Там же, в Евангелии, Господь говорит: это тот, кто не любит света и не приближается к свету. Что это значит? А это значит, что человек не исповедует свои грехи.

    Во время исповеди происходит великая тайна – Господь, прощая грехи, дает силы благодатные бороться с грехом.  Духом Святым освящается человек и постепенно начинает приближаться к Свету – к Богу, к Духу Святому. Если мы каждый раз приходим на исповедь с желанием расстаться с грехом, то постепенно приближаемся к Свету. И у нас вопросов «что делать» и «как правильно поступить» возникает все меньше. Господь Сам нас научит, подскажет, кто сейчас нуждается в нашей помощи, и для чего тебе эти деньги в руки попали вот именно сейчас и таком количестве.

    Великое благо, если с детства отец с матерью научат свое чадо, как правильно пользоваться приходящими ценностями. Как правильно относиться к своим потребностям, влечениям и увлечениям. Вся наша жизнь – это духовная битва, в каждом из нас происходит эта борьба добра со злом, души наши всю жизнь борются с грехом. Или бывают побеждены, и грехом уничтожены… Если человек с детства обученный, как воин – воин на войне духовной, то у него не будет вопросов «что делать». Он знает, что делать. Ему давно уже рассказали родители, он видел пример своих родителей, которые по воскресеньям шли в храм и жили с Богом.

    Чтобы в жизни не было трагедий, Бог у человека должен быть на первом месте. Может, вы когда-то уже слышали такую историю о том, как в праздник Илии Пророка, когда надо было идти в храм, один из селян поехал сено косить – «погода пришла». Ему говорили: не делай этого, не гневи пророка, плохо тебе будет. На что он ответил нечто вроде «работать никогда не грех» и поехал в поле, да еще и взял с собой старшего сына. Едут обратно с этим сеном. В овраге телега переворачивается, и этот отец несчастный видит своего сына под телегой, вытаскивает его оттуда мертвым. Видимо, пребывая в шоковом состоянии, он собирает это рассыпанное сено на телегу и везет уже вместе с мертвым сыном, идет в сарай, где у него это сено лежит, берет вилы и начинает сено выгружать из телеги. А в это время на сеновале спит его второй сын. И он этими вилами убивает его. Приходит мать. Видя своих двух сыновей мертвыми, она от ужаса падает замертво. Вот так в одночасье этот человек лишился всей семьи за неуважение и пренебрежение к Божьим заповедям. Какой вывод сделать из этой истории? Одно дело, когда человек в неверии и в незнании, и он совершает какой-то грех потому, что не понимает, что это грех. И совсем другое – когда он прекрасно все знает и сознательно идет на грех, идет против Бога. Вот это более страшно, более опасно. Потому что душа в таком состоянии уже не вразумляется иначе, как только вот такими страшными трагедиями.

    Дорогие братья и сестры! Будем ходить чаще в храм. Будем приходить на исповедь, каяться в грехах. Не только каяться словом, но и исправлять свои дела. И, постепенно приближаясь к Свету, мы тоже с вами в каждом отдельном случае узнаем, почувствуем, Господь даст понять, когда и как нам правильно поступить, чтобы и Бога не прогневить, и самим остаться Божьими, и детям нашим быть умными, здоровыми и в достатке. И всем нам в итоге приобрести Царствие Небесное. Аминь.

Комментарии закрыты.