Слово в Неделю 23-ю по Пятидесятнице, начало Рождественского поста

    Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

    Поздравляем вас, братья и сестры, с началом Рождественского поста. Вчера мы праздновали память святителя Григория Паламы, который по промыслу Божьему именно в начале великого времени постного перед Рождеством Христовым напоминает нам о том результате, к которому мы стремимся – о нашей цели достойно провести этот пост. А также о главной цели – прожить свою жизнь так, чтобы как можно больше соединиться со Христом. Как говорит догматическое учение церкви, должно произойти обóжение, соединение Бога с человеком. Иными словами – это воплощение в себе и в своей жизни образа Божия посредством выполнения данных Им законов. Чего как раз таки не произошло с Адамом, который по причине увлечения внешними красотами рая и своей супругой не смог понять, что через искушение, предложенное женой, он лишится всего, что даровал ему Бог. Он не осознал той главной цели, ради которой был создан – чтобы соединилось духовное и вещественное.

    В нашей жизни мы часто становимся перед выбором: как поступить, что сделать, кого слушать.  И тут определяющий момент – какими ориентирами пользуется человек. Хорошо, когда есть духовные ориентиры, духовно-нравственная опора. Горе бывает человеку, когда он с детства воспитан в отсутствии всякого авторитета. Сейчас есть такая тенденция, популяризированная псевдоучителями, когда человека с детства приучают к тому, что он должен слушать «голос своего сердца». То есть иными словами можно сказать – что ему вздумалось, что ему хочется – то и есть «истина». Кричат, что надо ребенку дать право выбора. Был даже такой какой-то клич, что многие имеем права, а у ребенка до зачатия еще прав почему-то нет – надо, чтоб были … Все у нас сейчас любят «защищать свои права», все хотят себе каких-то новых прав и свобод. Но мы с вами понимаем: главное, чтобы все эти права и «свободы» не шли вразрез с Евангелием, со словом Христа, с Законом Божьим.

    Когда европейский философ эпохи Просвещения Дидро приехал в Россию, чтобы «помочь» императрице Екатерине II превратить «отсталую» страну в европейское государство, что он сказал в попытках блеснуть своим остроумием? Когда Екатерина II познакомила гостя с тогдашним митрополитом Платоном (Левшиным), Дидро решил сказать то, чего в России, по его мнению, никто никогда не мог слышать, и удивить всех такой сенсацией… И митрополита спросили: «Владыка, а Вы слышали – Дидро говорит, что Бога нет?» На что митрополит Платон, нисколько не удивившись и не возмутившись, ответил: «Разве это новости? Еще пророк Давид за тысячу лет до пришествия Христа сказал: «Рече безумен в сердце своем: несть Бог». Дидро был удивлен таким ответом. Откуда это удивление? От невежества, от безграмотности духовной.

    К сожалению, в наше время многие, называющие себя христианами, не знают своего вероучения. Вот поэтому процветает так много суеверия, которое зачастую выдают за постулаты веры. И люди легко уловляются в эти сети, когда им говорят какие-то странности, даже глупости, а они слушают. Некий человек «проповедует» с видом современного мудреца, как будто обладает какими-то тайными знаниями. И тот, кто его слушает, запросто может поверить в какую-то ересь. А вот как раз таки то, что написано в Библии, извечные истины, проверенные жизнью многих людей, кажутся ему какими-то сказками. Жития святых кажутся ему какими-то небылицами. Когда он слышит, что люди молились и получали исцеление, молились и воскрешали мертвецов, это все ему кажется нереальным.

    Весь наш мир увлекается науками. Все страны. Медицина совершенствуется, приборы изобретаются все сложнее, все умнее. А вот эта болезнь появилась, из-за которой нынешняя пандемия, и показала, чего стоит вся наша мудрость и гордость. Хотя сейчас кажется, что это так несправедливо – что кто-то извне нарушил наш покой, нашу вот эту какую-то идиллию современной жизни. Но вот сегодня мы слышим в Евангелии, как Господа спрашивают: «Как можно спастись?» И Господь говорит, что нужно возлюбить Бога всем сердцем, всей душой и всеми помышлениями. Кто из нас может сказать, что это и есть наша жизнь, что именно так мы и живем?! Что все наши мысли посвящены только Творцу, все наши действия – только Творцу принадлежат, все наши слова – только Творцу. Наверное, никто. А если сказать так невозможно, тогда не стоит удивляться тому, что сейчас происходят какие-то бедствия.

    Многие просто никогда не задумываются о том, для чего им дана жизнь, для чего Бог человека сотворил. Чтобы просто ели-пили, развивались, строили какие-то там корабли космические? Сейчас вот переживают, что на Луне давно не были. На Марс бы полететь, Марс бы освоить. Какие полеты, что мы можем новое «освоить», когда и на Земле еще по-человечески жить не научились. Как помнится мне, один священник в своей области рассказывал. Он плыл на лодке и увидел, как блестят купола затопленного храма, когда строили одну из очередных ГЭС. У него возникла идея откачать воду и в этом храме служить. Пришел к архиерею за благословением. А владыка ему говорит: «У нас на суше еще вон сколько храмов стоят пустые – мы на земле еще служить толком не научились. Давай сначала здесь освоим, а потом уж под воду пойдем…»

    Вот так бывает у нас. Усложняем все. И всегда нам чего-то не хватает, и часто не по силам то, что, казалось бы, элементарно. Казалось бы, что сложного в том, чтобы любить Бога всем сердцем, всем помышлением?! Но заглянем в свои мысли: что там происходит? Даже когда мы стоим в храме, проблемы наши тянутся за нами, как шлейф… Некоторые говорят: службы «длинные», стоять долго. А я как-то раз спросил одного монаха еще на Валааме, почему богослужения имеют такую продолжительность. Он говорит: «Думаю, что нам нужно время, чтобы сначала забыть все то, что было за пределами храма. Потом вспомнить, для чего ты в храме. А потом уже, внимательно помолившись, приобрести то, ради чего ты в храме». И я с ним согласен. То есть время, которое мы проводим на богослужении, нужно именно нам.

    Поэтому наша проблема не в Боге, не в том, что Он что-то нам не дает. Вот сейчас вся эта проблема, которая на нас навалилась – пандемия. Проблема ведь не столько в самой болезни, сколько в том, что мы настолько уже отдалились от Бога, что не можем понять, для чего нам послано такое испытание. До нас никак не дойдет, что Господь сказал: поступай с ближним так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой. То, что ты сделал бы для себя, сделай для него. Возникает вопрос: а кто мой ближний? У евреев в Ветхом завете было так, что ближними считались лишь те, кто соблюдал закон Моисея. Только их нельзя было обмануть, обидеть, оставить без помощи. Только их нужно было кормить, а других голодных, получается, можно было бы и не кормить… А Новый завет дал другую формулировку: ближний – это тот, кто рядом с тобой. Господь говорит, что, если враг твой жаждет – напои его, хочет есть – накорми.

    Вспоминается один такой исторический факт, когда во время нашествия Наполеона наши казаки захватили в плен большой отряд французских солдат. Была уже зима, и пленные шли замерзшие, оборванные, в каких-то лохмотьях, тряслись от холода, голодные. А казаки на привале разожгли костры, достали какой-то уже последний свой паек – с провизией было плохо, давно не было снабжения. И могли бы сами поесть, но они встали, пустили пленных к этим кострам и отдали им последнюю свою еду. И эти французы, эти солдаты, которые были закаленные в боях, несли смерть, убивали, здесь вдруг заплакали, как дети. Они никогда не видели такого милосердия по отношению к побежденному врагу. И они прекрасно понимали, что они вытворяли на Руси. Грабили храмы, убивали, насиловали. И вот эти русские люди, которые их повергли, встали, отдали им свой последний кусок, пустили их обогреться к своим кострам. Вот что значит «кто есть ближний мой». Все по Евангелию.

    Нам ли не заботиться о семье, о детях, о престарелых родителях? А если бы мы имели привычку так делать по отношению к каждому, кто рядом – любить ближнего, то сейчас и вопросов бы у нас не было. Если бы каждому из нас было жалко нашего ближнего, разве можно было бы допустить какие-то разделения – один лучше, другой хуже? Даже мысль подобная не пришла бы. Как это так – я буду есть, а другой не будет? Я буду что-либо иметь, а другой не будет иметь? Разве Христос нас этому учил в Евангелии? Нет! Беда, можно сказать, такая же, как и в древности – люди безграмотны в своей вере. Ничего из духовной литературы не читаем, не знаем, как в этой ситуации остаться человеком. А когда человек поступит по Евангелию, такая будет теплота на сердце!

    Как говорит апостол Павел, «блаженнее давать, нежели принимать». Накормил другого. У самого вроде бы и дети, и можно оправдать себя – у меня же дети, им есть надо, а другие пусть как-нибудь сами выживают. Вроде все понятно, все правильно, но морально что-то давит, что-то жмет, что-то как-то и сидеть неудобно… Потому что нельзя самооправданием заглушить истину. И вот если мы, братья и сестры, будем грамотные, будем знать свою веру, то нам будет легко жить, все легче и легче. Потому что мы будем знать: за нами правда, и Сам Бог будет нас вразумлять и помогать в любой жизненной ситуации, никогда не оставит. Помните, как говорил пророк Давид еще в древности: «Не видел я, прожив всю свою жизнь, праведника, оставленного без милости Божьей и детей его нищими, просящими хлеба».

    Поэтому, если мы хотим себе и своим детям благополучия, нужно, прежде всего, заботиться о других. «Кто рядом со мной нуждается в помощи? Как и чем я могу помочь?» – вот какие вопросы должны у нас регулярно возникать. Помочь можно всегда. Положением своим, финансово, просто трудом. Помните эту историю из советского времени «Тимур и его команда»? Ну откуда это взяли-то? Кто бы их научил, где бы они прочитали об этом? Просто пришли и бескорыстно помогли. Точно так, как сказано в Евангелии.

    Поэтому давайте, братья и сестры, будем все делать так, как учил Христос. Хочешь спастись – делай, как делали святые праведники и угодники Божии, так и спасешься. Аминь.

Комментарии закрыты.