Слово в Неделю 2-ю по Пятидесятнице, всех святых, в земле Российской просиявших

    Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

    Поздравляю вас, братья и сестры, с воскресным днем, в который мы сегодня вспоминаем не только светлое Христово Воскресение, но и память всех наших русских святых, которые больше тысячелетия трудились, подвизались, прославляли имя Христово на нашей родной земле. Много было среди них простых людей, много было и знатных. И особенно в первое время, когда просияла вера Христова на нашей земле, немалое количество людей, облеченных властью, не просто верили в Бога, а полноценно жили этой жизнью. У князей, да и у царей в поместьях и во дворцах были храмы, священники.  Многие из них ежедневно начинали свой день с Божественной литургии. Нам бывает тяжело и некогда прочитать утренние молитвы и вечерние, а у них был порядок: не просто утренние молитвы они читали, а служили обедню – литургию – и только после этого приступали к своим житейским делам. И жизнь текла под Божественным покровом.

    В простых семьях было правило: каждый день совершали полунощницу, повечерие, читали часы. Во время трапезы собиралась вся семья, и отец семейства читал не романы, не анекдоты рассказывал, а читал вслух жития святых или какие-то выдержки из Священного Писания, значение которых объяснял своим детям. Таким образом с детства наши предки, слыша Слово Божие, приобретали любовь к нему, видя, что это – главная ценность их родителей. В то время не столько восхищались талантами человека, сколько его душой, его духовными качествами.

    Преподобный Силуан Афонский, который сегодня тоже прославляется в сонме наших святых русских, вспоминал такую историю, которую пережил, будучи юным мальчиком. Как все христианские семьи, его семья полным составом ездила на покос, дома оставался только кто-то один, чтобы приготовить еду для всех. И вот родители оставили дома его – выполнять это послушание. А была среда, день постный. А он, поскольку был молод, и очень хотел угодить, забыл про пост и наварил мяса. Вернулись все с покоса, смотрят: а есть-то кроме мяса больше и нечего. И все смотрят на отца – что он скажет? А отец, молча, как ни в чем не бывало, набирает этого мяса из котла и начинает трапезу. Ну раз тятька ест, значит – все за ним. А потом, когда прошло уже много времени, уже будучи монахом, преподобный Силуан, общаясь с отцом, как-то вспомнил этот случай. И спрашивает: «Отец, как же так? Почему же ты не сказал мне, что пост, и по моей вине вы все ели это мясо?» А отец отвечает: «Сын, я боялся нарушить твой внутренний мир и покой. Ты с таким усердием и с такой любовью приготовил всем еду, что я не посмел тебя огорчить. Пост важен, но душа человеческая еще важнее, вот чтобы душу твою сохранить, я тогда так поступил. А мясо это ел как падаль». Потом Силуан говорил: «Сколько бы я ни смирялся, я еще не пришел в меру смирения своего отца».

    Вот этим смирением, этой чистой жизнью наши прадеды подавали пример своим детям. Показывали, что главной ценностью своей в жизни они имели веру православную. Они не переживали, что не станут в этом обществе какими-то знаменитыми, особо искусными. Они боялись прежде всего не оскорбить память своих сродников, которые берегли, воевали, кровь проливали за то самое сокровище – веру православную!

    Феофан Затворник в начале XIX века пишет: «Откуда сейчас такое охлаждение, такое безбожие?» Это он писал, когда еще не было горестной ситуации – революции. Говорил о том, что его беспокоило на тот момент – что в воспитании детей перестали ставить на первое место православную веру, что в этом ценностном ключе уже не воспитывали, а повсюду разговаривали то на французском, то на немецком. А если в обществе светском кто-то из мальчиков выражал желание стать священником, то все на него набрасывались, как на сумасшедшего – что он хочет сделать со своей жизнью?! А что было дальше – все мы знаем: революция, а потом сколько еще бедствий пришлось пережить нашему народу…

    Я порой слышу от прихожан, что есть такая проблема: дети с детства, казалось, были приучены к храму, причащались, ходили на исповедь, а сейчас выросли и – в храме их нет. Почему так? Да потому, что, во-первых, надо самим родителям внимательно следить за собой, чтобы слова соответствовали делам. Если говоришь, то делай. Если собрался наказывать, достал ремень – уж будь любезен, примени его по назначению. Чтобы чадо понимало: если уж отец ремень достал, значит, дело совсем плохо. И лучше до этого не доводить. И не из-за того, что будет больно, а из-за того, что не нужно доводить родителей до того, чтобы они были вынуждены его наказать. И чтобы он понимал, что родители переживают, что им пришлось это сделать, пришлось применить эту силу. Знаете, как говорил Игнатий Брянчанинов? Когда из школ убрали розги, просто убрали (ими уже и пользовались-то крайне редко), успеваемость в школе упала сразу на 30%. Один только их вид наводил ученика на мысли, что лучше не доводить до наказания.

    Наши прадеды знали, что, если дерзость какая-то проявилась у ребенка, это должно сразу пресекаться. А не так, как сейчас – снимают видеоролики, как какой-то маленький мальчик родителям «зубы показывает» – выражает свое недовольство воспитанием. А всем весело, смешно… Кому-то забавно смотреть, как это маленькое существо уже проявляет великую дерзость по отношению к родителям, а через них – и к Богу. А в Ветхом Завете написано: кто оскорбит отца и мать, да будет предан смерти. А если еще и руку поднял на родителей, тут говорить не о чем уже. Одного такого поступка было достаточно, чтобы человеку лишиться жизни.

    Дерзость вон изгоняет страх Божий из сердца человека. Поэтому нужно следить за своими детьми, чтобы не развивалась у них эта пагубная привычка. Если она вдруг появилась, нужно ее выкорчевывать, не давать развиваться этой гнусной заразе. Нельзя радоваться тому, что ребенок сказал дерзкое какое-то слово или покривлялся где-то. Дети уже в  8 лет – это на 90% личности созревшие. Оставшиеся  10% – это то, что в школе скажут, в институте, а в основном – все уже заложено. Поэтому последние святые отцы нашего времени говорили, что лучше матери учить ребенка дома самой до 4-го класса. Дать этот запал, этот запас страха Божия, веры в Бога, чтобы уже потом, в школьном возрасте, не нужно было опасаться, что он наберется, наглотается какой-то вот такой плесени и душепагубной заразы.

    Часто мы, братья и сестры, видим: приходят в храм дети. Слава Богу, что пришли! Но этого недостаточно. Как пришли? Что они делают в храме? Балуются, просто бегают на территории храма или двора? А кто-то даже говорит: «Они маленькие, пусть играют.  Давайте им площадку игровую сделаем возле храма». Может, прямо в храме площадку им сделать? Откуда страх Божий в них появится? Заходит он в храм в шортиках. Иди девочка, например, ходит – с детства показывает свои коленки. Ну откуда у нее будет целомудрие? Откуда она будет знать, что этого делать нельзя? А если она в платье длинном с детства, она понимает, что такое целомудрие. А это ценность, это скромность, это кротость, это главное счастье в жизни будущей! Она сохранится для будущей жизни! Поэтому нужно не просто детей приводить в церковь, а нужно правильно учить. Не надо переживать, что они маленькие. Они все уже понимают не хуже нас. Просто у них еще не проявляется это, они еще не научились врать так, как мы, лукавить. Поэтому будем внимательны к своей жизни. Чтобы не подавать соблазн нашим детям. Чтобы, когда мы умрем, нам не было печально уходить из этой жизни с осознанием, что сами мы мало хорошего сделали и никого после себя не оставили. И тогда наши предки, святые наши, к которым мы обратимся, будут покровителями наших детей, наших потомков. Пресвятая Богородица, Николай Чудотворец – ну кто может лучше защитить?

    Сейчас ищут какое-то лекарство, какую-то вакцину, чтоб люди перестали болеть. А для чего они хотят быть здоровыми? Одному – в Тайланд надо поехать, второму – на Кипр или в Турцию, третьему нужно по ресторанам ходить. Так вот зачем ему это здоровье нужно, вот зачем ему эта вакцина. У нас на Руси как раньше было? Какая-нибудь зараза появлялась – всем городом выходили и строили храм. Если чума не проходила или какая-то другая болезнь, еще храм строили. И она исчезала.

    Лечиться, конечно, не грех, но – если мы не меняем образ жизни, все это никакой пользы не дает, хоть ты объешься килограммами этих таблеток и других лекарств. Поэтому нужно говорить не о лекарствах, а об изменении жизни. Жизнь нужно менять! Бог создал из ничего наш мир и нас с вами. Для Него это проще пареной репы – спасти мир от вирусов, болезней, только люди этого понять не хотят…

    Поэтому нам с вами, братья и сестры, нужно быть благодарными, что у нас есть такой великий сонм святых угодников Божьих нашей русской Церкви, которые жили, воплощали веру в жизнь, и Бог их никогда не посрамлял. Если мы будем молиться им и стремиться жить так же – будем все делать со страхом Божьим сами и детей своих этому учить – все у нас будет в порядке. И все будет в свое время – и покой, и тишина, и Царствие Небесное. Аминь.

Комментарии закрыты.