Слово в Неделю 17-ю по Пятидесятнице

    Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

    Милостью Божьей мы с вами совершили Божественную литургию. Тех, кого Господь сегодня удостоил святого причастия, поздравляем особенно – с соединением с Богочеловеком. Мы слышим от апостолов, что во Христе человек становится новым созданием, вся жизнь которого из служения своему эгоистическому «Я» превращается в служение Богу и людям. По крайней мере, так должно быть.

    Часто мы слышим, что во всем должна присутствовать любовь. Часто мы говорим, что кого-то любим, особенно в юности это легко говорится. Но если послушать слова апостолов о том, что такое любовь, то можно задуматься: а была ли действительно в нашей жизни когда-либо эта любовь? Эта великая, как говорит апостол Петр, любовь: «Над всеми же сими стяжите любовь, яже есть соуз совершенства» (Колоссянам 3:14). Он говорит о такой любви, которая есть как бы вершина айсберга – результат христианской жизни, который венчает все духовные труды христианина. И он начинает перечислять, при каких условиях эта любовь может появиться: когда человек не ищет «своего», то есть не ищет пользы для себя, но ищет пользы для ближнего. Ведь, по слову Христа, надо любить своего ближнего, как самого себя. Нет никого, кто ненавидит самого себя, наоборот, обычно каждый ищет, как бы «сесть помягче» да «съесть повкуснее». Заниматься каким-то делом человек станет лишь в том случае, когда имеет личный интерес, какую-то выгоду. Если же никакой личной выгоды извлечь не получится, то и смысла этим делом заниматься он не видит.

    Христианская любовь начинается именно тогда, когда человек делает добро, несет какой-то труд, совершает какие-то добрые поступки не ради себя, не ради личного благополучия, а ради пользы для другого человека. Человек становится христианином, когда ему удается научиться не ставить превыше всего свою личную выгоду, а думать: угодно ли это Богу – то, что он делает (или собирается сделать) – и принесет ли это пользу ближнему?

    Если бы мы с вами вот так жили, если бы вот таким образом проявлялась у нас в жизни наша вера, то все было бы по слову апостола Петра, когда он говорит о любви в 1-м Послании к Коринфянам (13:4-7). «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».

    Как часто бывает, что мы зациклены на себе, поглощены собственным мировоззрением, самолюбованием. А если у нас есть еще и личные достижения вроде дипломов каких-то или, например, есть у кого-то ученая степень – как же тяжело бывает такому человеку согласиться с иным мнением, даже доказанным научно. Вот представьте. Казалось бы, давно все знаем, что Земля круглая. Космонавты летают, сколько всяких космических аппаратов, сколько фотографий. Но, оказывается, в наше время есть люди (причем это люди образованные, среди них есть ученые, есть артисты-знаменитости), которые говорят: «Земля плоская, нас обманывают, снимки из космоса – фальшивые». И так далее. И эти люди полностью уверены в своей правоте. Они поверили в некую ложную теорию и пытаются навязать ее другим. Ну как ему объяснить, что земля-то все-таки действительно круглая, что даже на горизонт смотришь и понимаешь, что это правда…

    Чаще всего люди, сосредоточенные на собственном мнении и считающие его единственно правильным, подвержены прелести. Прелесть духовная часто выражается именно в самомнении, когда человек считает, что он умнее всех вокруг, что он один знает истину. Это состояние очень легко отводит человека от Бога. Об этом писали святые, в частности, святитель Игнатий Брянчанинов. Человек, находящийся в прелести, настолько убежден в своей правоте, в истинности своих суждений, что считает ненужным ни советоваться, ни спрашивать какое-то разъяснение даже у тех, кто более компетентен, располагает опытом и знаниями в том или ином вопросе.

    Наибольшей опасности впасть в состояние прелести подвергаются женщины. Этому есть объяснение. Вот у нас один духовник предупреждал: «Помните, дорогие мои, что дьявол, как когда-то в раю нашел доступ к женскому сердцу, так и до сих пор этот доступ для него более прост, чем к сердцу мужчины». Потому что мужчина более щепетилен в отношении к фактам, в изучении каких-то аргументов, в проверке их истинности, он более рационально делает выводы из полученной информации. А женщине, зачастую, – только шепни! И все, она уже бежит с полученными сведениями куда-то дальше.

    Однажды женщины обратились к одному святителю с таким вопросом: «Владыка, вот мы всегда слышим, что мужчины как-то более авторитетны, чем женщины, – за мужчиной закреплен статус главы семьи, его слово приоритетно, и так далее. А почему же тогда Христос после Своего Воскресения явился первым не мужчинам, а нам, женщинам?» Святитель с улыбкой ответил: «Потому что Христос знал, что род женский особенно разговорчив – как говорится, по секрету всему свету. А поскольку весть о Воскресении нужно было распространить быстро и сразу на весь мир, поэтому Он и явился женам-мироносицам». Вот так святитель смирил их горделивые о себе помыслы.

    Нам нужно помнить о том, что наша человеческая природа, наше естество наше повреждено грехом, но не скорбить об этом, а искать истину во Христе – читать Священное Писание, читать толкование к нему. Не зря существует это толкование, где святые отцы, мыслители, деятели Церкви, дают пояснение тому, что мы можем не понимать, читая Евангелие, Апостол и т.д. Помню, однажды пришла в храм христианка, которую я примерно месяц назад крестил, и с таким умудренным взором мне говорит: «Батюшка, вот я вчера читала, что написал апостол Павел. И я с ним не согласна!» Вот так – человек всего месяц как принял Крещение, а считает, что уже настолько просвещен, что может оспаривать написанное апостолами…

    А мы с вами, братья и сестры, будем слушать апостола Петра. Если мы говорим о любви, то нам нужно стремиться к тому, чтобы основной идеей нашей жизни, основным смыслом для нас стало желание приносить пользу ближним.  Вот тогда мы начнем понимать о любви хоть что-то, и только через это мы приобретем любовь к Богу. Христос ради нашего с вами спасения принес Себя в жертву, не посчитал это каким-то для Себя уроном, каким-то позором – принять «зрак раба», как говорит апостол Павел. Но, зная последствия грехопадения, еще в Евангелии от Луки Он говорит: «Если вы не уверуете, что это Я – Воплощенное Слово, умрете в грехах ваших».

    Если человек не принимает Христа как личного Спасителя, тогда он не имеет никакой возможности избавится от того груза греха, который по смерти не пускает душу неготовую в селения, где обитает вечная правда – в Царство Небесное. Только личное принятие Христа как Спасителя дает человеку возможность отпущения грехов. А для того, чтобы Господь простил наши грехи, нам нужно учиться прощать ближних. Прощать даже в таких ситуациях, где нам трудно понять – ну как он мог на такое пойти, как он мог такое сделать?! На самом деле прощать легко, если научиться отделять личность от совершаемых этой личностью поступков. Даже когда поступок отвратителен, мы должны помнить, что личность способна измениться и больше такого не делать. Более того, та же самая личность способна измениться настолько, чтобы совершить даже какой-то жертвенный подвиг, в чем и проявляется как раз таки любовь.

    Любовь – это жертва. Когда мы говорим о любви, но при этом хотим от человека только брать и ничего не отдавать, даже материальными какими-то благами нам бывает жалко с ним поделиться, а не то что бы чем-то ради него пожертвовать, если нам трудно поставить его благополучие выше, чем свое – какая же тут любовь?.. Сплошь и рядом у нас легко произносится: «Я тебя люблю». А стоит лишь чай налить и недостаточно его подсластить, как вся «любовь» куда-то пропадает: «Ты что – не можешь запомнить, сколько мне в чашку сахара надо?! Я же тебе говорил!»  Был у нас один такой знакомый Андрюха. Родители его появления ждали, наверное, лет пятнадцать. В семье было уже пять дочерей, а муж говорил жене: «Пока не будет наследника, даже не думай расслабляться». И вот шестым родился этот Андрюха. И вот представьте себе «картину»: сидит этот мальчик за столом, мешает сахар в чае, пробует. И на мать кричит, почему она, такая-сякая, мало положила ему сахара. Значит, ребенок ежедневно слышит в семье нечто подобное и считает, что кричать на мать ему можно. Ребенок, для которого любовь к матери – это естественно, на первое место уже поставил свои какие-то претензии. Забыл про любовь и уважение к матери только потому, что сахар ему не так положили. Такого в семье быть не должно.

    Поэтому, братья и сестры, давайте будем самокритичны. Будем помнить, что у нас этого главного свойства – умения любить – всегда не хватает. Будем заботиться о том, чтобы развивать это в себе, искать способы учиться любить. И будем всегда благодарить Бога, когда нам посылаются обстоятельства, в которых через жертвенное действие к ближнему мы можем приобрести это великое чувство любви ко Господу. И тогда Его жертва соединится с нашей жертвой, и мы изменимся, и войдем в Царствие Небесное. Аминь.

Комментарии закрыты.