Слово в Неделю 10-ю по Пятидесятнице, попразднство Успения Пресвятой Богородицы; перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа

    Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

    Поздравляем вас, братья и сестры, с праздниками, которые празднуем сегодня: это и день воскресный, и попразднство Успения Божьей Матери, и чествование, как повелось называть на Руси, «третьего Спаса» – память истории иконы Нерукотворного Спаса.

    Такое совпадение праздников и стечение обстоятельств снова наводит нас на христианские размышления. Для чего мы, христиане, храним все эти исторические данные, сквозь века несем с собой память об этих событиях? Все эти сведения Господь нам оставил не просто так, не для того, чтобы кто-то из нас мог где-то блеснуть эрудицией, что он знает историю христианства, историю Церкви и так далее. Конечно, это не предмет только изучения истории. Прежде всего эта информация сохранена для того, чтобы мы с вами, ныне живущие, воспринимали это как насущную реальность. Так же, например, специалист по медицине или профессионал в какой-то области науки – знания свои он использует для дела, а не для того, чтобы просто кому-то похвалиться ими. Любое полезное знание дано нам никак не для того, чтобы мы кичились, что в каком-либо сфере смыслим больше, чем  окружающие. Мы знаем ровно столько, сколько нам нужно, чтобы какие-то истины усвоить в своей жизни и, в соответствии с ними, заслужить какой-то добрый, душеполезный плод.

    Можно много читать. Кто любит читать, тысячи книг может прочесть за свою жизнь. Но если сейчас спросить даже людей, стоящих здесь, в храме: кто-нибудь из вас прочитал когда-то от начала и до конца всю Библию? Уверен, что большинство признается: «Нам некогда». Хотя мы считаем себя христианами, но читать Библию нам «некогда». Бывают даже такие случаи, когда некоторые из тех, кто называют себя христианами, но не православными, укоряют нас: «Вот вы хвалитесь своей верой православной – что она у вас, дескать, правая, а мы Священное Писание знаем лучше вас». И действительно – многие из них знают его наизусть. Но, к сожалению, знание текста не гарантирует усвоение содержания – смысла, который в этом тексте заключен. Знание христианской догматики нам необходимо для того, чтобы правильно ориентироваться в своей жизни и творить только те дела, которые угодны Богу.

    Сегодня, читая Апостол, мы слышали, как апостол говорит людям, которым он ранее уже проповедовал христианство: «Мы говорили вам о Небесном Царстве, но вы уже на этой земле царствуете – живете в покое, в почете, в довольстве.  А мы, ваши учителя, до сих пор еще алчем, жаждем, наготуем, бесконечно гонимы». Об этом же говорил и святитель Игнатий Брянчанинов. По его мнению, если христианин ищет какого-то особого покоя, какого-то особого места, где ему будет хорошо, тихо, где его никто не будет раздражать, никто не будет заставлять его делать что-то, что он не хочет, то этот человек еще, в сущности, и не является христианином. Он еще не понял сути христианства. Христианство – это когда человек находится не в покое, а в постоянном делании, потому что в этом делании и происходит духовный рост, это делание и есть духовный путь.  Почему преподобный Сисой Великий перед смертью просил у Бога еще несколько лет жизни? Он боялся, что еще не заслужил Божьей милости. Боялся, что не все возможное сделал для того, чтобы душу свою подготовить к тому моменту, когда она предстанет на Суд Божий. Братия говорила: «Сисой, тебе ли переживать о том, что будет Суд?!» А он отвечал: «Все, что мог, я делал, как человек. Но неизвестно, как это принял Бог».

    Господь нас предупредил в Евангелии: если что-то хорошее когда-то и сделаете – не надо этим гордиться. Надо помнить и так и говорить, что доброе мы сделали потому, что Господь дал возможность сотворить добро и тем самым потрудиться для спасения своей души. Если не делать все то, о чем говорится в Священном Писании, душа человека не способна к изменению, не способна освободиться от той привязанности ко всему материальному, к вещественности, в которой мы все с вами, к сожалению, находимся. То, что мы просто прочитали или услышали из Евангелия, зачастую, у нас «в одно ухо влетает, в другое – вылетает». Крайне мало что-то из услышанного мы берем себе на практику, и даже не беспокоимся об этом. Мы беспокоимся о том, что сегодня мы не получили каких-то зарплат, которые мы ожидали, каких-то яств, на которые рассчитывали. Не переживаем о том, что сегодня мы не помолились утром, да и вечером поленились, потому что провозились или просидели у телевизора. Нет печали об этом.

    Подходит человек на исповедь и говорит: «Я не читаю утренние и вечерние молитвы, потому что мне некогда». Вряд ли от кого-то мы услышим, что он регулярно не завтракает и не ужинает просто потому, что ему некогда, так ведь? То есть на то, чтобы покушать, время ты, конечно же, найдешь, как бы ни был занят. Да и сам организм чувством голода тебе напоминает, что нужно подкреплять его пищей, а если «забывать» питать его, то в итоге можно довести до такого состояния, что и ногами переступать не сможешь. Но и душа твоя не меньше, чем тело, нуждается в пище, а питать ее нужно в первую очередь молитвой. Поэтому, если ты находишь время поесть, то уж, пожалуйста, найди время и с Богом пообщаться. И это не Богу нужно, это нужно нам!  Потому что дьявол внимательно за нами следит.  Мы еще спим, мы еще в этом расслаблении находимся, а у нашей кровати уже стоят два ангела. Один – демон, который со своим списком на сегодняшний день – на какую пагубу нас подтолкнуть, искусить, а другой – ангел, у которого тоже свой список – как нас сохранить, какими добрыми делами, какими путями отвести от этих бесовских козней. И оттого, по чьему списку мы будем жить в этом дне, зависит наше будущее. Бывает, мы, проснувшись, понежимся, праздно поваляемся в кровати, и – всякая дрянь в голову начинает лезть. Замечали такое? Это уже заработал список с темной стороны. А если быстро встать, три поклончика, побежал на молитву – уже и бодрость пришла, и само собой все начинает ладиться. От нас с вами, братья и сестры, зависит – как действенно в нашей жизни Святое Писание, как происходит наше общение с Богом. Или не происходит…

    Так было всегда, и при Христе тоже было так. Даже художник не мог без Его воли написать Его изображение, потому что – это уже другое измерение. И Господь вот так просто показал, что в Нем не только зримое человечество, но и Божество – умылся, отер лицо Свое, и на этой ткани запечатлелся Его образ. Поэтому нужно помнить, что икона – это прежде всего духовное состояние, внутреннее, которое нам не видно. И поэтому мы с вами тоже должны так жить, чтобы наша вещественность, привязанность к материальному постепенно исчезала, а выходила на первое место вот эта наша внутренняя сущность. Чтобы мы не рассматривали свое отражение в зеркале, а больше думали о внутреннем «зеркале», в котором отображаются наши поступки, наше отношение к ближним. Тебя «кольнули», «задели», а ты молчишь. Ведь, как говорит тот же апостол Павел, весь смысл состоит в том, чтобы терпеть скорби с благодарением, без раздражения, а кроме того – еще и Бога за это благодарить.

    Будем, братья и сестры, послушны голосу Божественному, который призывает нас в это короткое время нашей жизни. Вот сейчас вспомните: сколько у каждого лет жизни прошло?  Оглянитесь назад – разве мы много жили? Вроде бы вчера только ходил в школу, а сегодня – уже на пенсии. Есть такие люди, которые, выйдя на пенсию, переживают:  работать не надо уже, хорошая пенсия, в магазине все есть – а жить уже некогда. Вот о чем переживают. Покой наступил, наконец-то, можно все: ешь-пей-веселись. А человек верующий совсем не так рассуждает. Он знает, что как раз-таки перед смертью нужно больше заботиться о том, все ли сделано, все ли выполнено, что завещал Господь?! А это дьявол опять со своим списком нашептывает: «Пенсию тебе дали, еда в магазине есть, ешь-пей-веселись. Брось ты эти мысли о Боге». Но если мы будем беспечны и послушаем его, знаем, что произойдет. Все мы прекрасно знаем, для чего поросенка откармливают…  А чтобы было сало у него получше, с прослоечками – то гоняют, то в стойле держат. Вот так и дьявол с нами действует. Подумайте, для чего… Но мы ведь хотим не ему принадлежать, а Богу! Поэтому нам надо избегать этих «качелей» – то у нас ревность о Христе, то – лежим в расслаблении, ни рукой, ни ногой пошевелить. А лучше понемногу, но каждый день совершать то, что приближает нас к Господу Богу нашему.

    Да поможет нам Господь и Божья Матерь, и все святые, чтобы не умереть нам в беспечности, а переживать – только о том, чтобы мы перешли в будущее Царство готовыми и угодными Богу. Аминь.

Комментарии закрыты.