Слово в Неделю 1-ю Великого поста, Торжество Православия

    Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

    Поздравляю вас, братья и сестры, с днем Торжества Православия, который мы каждый год празднуем в воскресный день первой седмицы Великого поста.

    Веруем, что в нашей жизни нет случайностей. Каждое событие, которое происходит в определенное время, имеет в Божьем Промысле конкретное значение и смысл. И вот в 843 году при императрице Феодоре, при патриархе Мефодии совершилось событие, когда после многих веков различных появляющихся споров, ересей и расколов, наконец-то было утверждено учение, переданное еще в первые века от Христа апостолам. От апостолов оно было передано через предания всем их последователям, мужам апостольским, епископам, учителям Церкви, священникам.

    Сказать, что веками в этих спорах искали истину, будет неправильно. Поговорка «В споре рождается истина» никак не относится к вечной истине, к догматическому учению Церкви, потому что истина не зависит от того, кто спорит, когда спорит, и о чем спорит. Истина существует, как Сам Бог, от века, и истина только утверждается.  Она или принимается слушающими, или отвергается. Третьего пути – около истины, новой истины – не может быть. Так же, как не может быть другого Бога – иного, меньшего илибольшего. Бог это Абсолют, Который включает в Себя все совершенства. У Него не может быть недостатка, прибавлять к Богу нечего. Откуда же происходят ереси? Святитель Игнатий Брянчанинов говорит, что ересьэто есть гордость ума. Первым из церковных людей – из пресвитеров, кто официально «поднял руку» на истину, был Арий. Насколько этот человек был талантлив, настолько же был и горд. По преданию мы знаем, что даже его мать, когда поняла, что он заблуждается, сказала: «Сын, почему бы тебе не отказаться от своих заблуждений, не принять истину?» Но он ответил: «А как же мои последователи, все те, кто меня прославляют и за мной идут? Нет, я не могу от этого отказаться!» Хотя сам он уже прекрасно понимал, что сбился с правильного пути.

    Я помню, еще на заре моего священства игумен монастыря отправил меня на беседу к одной женщине, которая в тех краях слыла известной целительницей. Очень много она о себе мнила, считала себя «духовной» и думала, что все эти «исцеления» совершает Духом Святым. Помню, я спросил ее: «Как же ты, Анна, узнаешь, что будет с человеком – умрет он или выздоровеет?» Она встала перед иконами, как кобра, вцепилась взглядом в икону и начала повторять какую-то поговорку, которую она считала молитвой. И говорит: «Если над иконой появляется голубое свечение, значит, человек будет здоров, выздоравливает. Если красное – то он или заболеет окончательно, или умрет». «Хорошо, – говорю я, – Унас есть дары, разные дары могут быть от Бога. Мы не можем кого-то осуждать, но знаем только одно – что апостол Павел говорит: меньший без всякого прекословия благословляется от большего. Нужно на все в Церкви брать благословение». Например, пришла раба Божия мыть полы в храм, уже надо спросить: как здесь это сделать. Это дома она помоет, ничего не спрашивая. А здесь надо делать, как благословят – куда воду выливать, куда тряпку девать, потому что место это – особое. И вот я ей говорю: «Анна, ну сходи, съезди к нашему владыке, возьми благословение». И что же она мне отвечает, братья и сестры? «Откуда я, батюшка, знаю, что владыка не грешней, чем я?» И тут же приходит к ней на «исцеление» один раб Божий. Она ему говорит: «Видишь, Вячеслав, пришел батюшка, который просит, чтобы я вас не лечила, не помогала вам, не оказывала вам добро. Так что ж мне делать, скажи?!» А что же с ней с такой делать... Очень тяжело умирала. Страшно умирала. Кричала, звала священника. Но, к сожалению, никто к ней не пришел.

    Ересь, братья и сестры, это есть гордость ума. А в наше время гордость, сочетающаяся с прелестью, не лечится уже никогда. Нет тех духовных сил, которыеспособны это побороть. Когдато в Киево-Печерском монастыре случилась такая история. В монастыре в то время было около тридцати святых, и бесы сами свидетельствовали, что они стороной облетают монастырь, боятся даже приближаться – такая оттуда исходит благодать, живущая в этих святых. И вот был такой молодой инок, который понадеялся на свои силы и без благословения ушел в затвор. Мы знаем его, как Никиту Затворника, можно прочитать его житие.  Это уже намного позже он стал святым, а будучинеопытным подвижником, он прельстился гордостью ума, и только молитва этих тридцати старцев помогла отогнать от него беса гордости. А в наше время«заболеть» этой гордостью легко, а вылечиться невозможно. Сколько было таких случаев у всех на глазах и в женских, и в мужских монастырях, когда приходящие в монастыри, а иногда и просто в храмы, психически здоровые люди, спустя некоторое время уходили душевно больными. Из-за чего? Из-за самомнения, из-за гордости что они какие-то особенные, умнее всех. Ведь дьявол, как муха на мед,летит и садится на таких, и уже никогда не уйдет, прогнать его из жизни потом очень сложно.

    Поэтому, братья и сестры, сегодня день, когда мы торжествуем православие. День не случайный. А ведь первую неделю поста Господь показывает нам, что пост это одно из условий пребывания в православии. Не соблюдая пост, невозможно остаться православным человеком. Не нужно обращать  внимание на многих,которые, как бы желая облегчить нашу жизнь, говорят,что это было в древности, что мы с вами сейчас якобыиные, какие-то  особенные, которые не нуждаются втом, о чем говорили апостолы. А апостол Павел говорил в послании к Тимофею: «Предание сохрани!  Все то, что мы вам передали, сохрани в предании!» Не все возможно было записать. Иоанн Богослов пишет, что, если бы даже смогли написать обо всем, что Христос сказал и сделал, то всему миру было быневозможно вместить этих книг. Поэтому нам Дух Святой оставил ровно столько, сколько достаточно для того, чтобы душа созрела и приобрела Царство Небесное.

    Многие из святых, имеющие великие дарования, молили Бога: «Господи, дай мне дар умереть православным, не впасть ни влево, ни вправо, ни в какую тонкую гордость». Потому что мы можем не совершать какого-то явного греха, но некое тонкое тщеславие каждому из нас присуще. Когда нас где-то похвалили, что-то нам подарили, мы, кажется, этого ине заметили. Но вот когда нас не заметили – не подарили, не сказали слово, которого мы ждали – как это нас задевает! Вот пришел муж с работы. Жена ждала его, тревожилась, что-то пекла, варила, а он молча поел и лег спать. Где благодарность? Хоть бы спасибо сказал... А то, что он поел – это и естьсвидетельство того, что труды ее были не напрасны. Не надо обращать внимание на мелочи, которые дьявол нам подкидывает, чтобы нас поссорить. Вот бывает, приходят супруги – просят развода. Нопричины называют такие, что даже детям смешно. Разве можно допускать, чтобы из-за мелочей разрушалось такое великое дело, как брак?

    Братья и сестры, будем благодарить Бога, что сегодня мы с вами православные, стоим в православном храме, совершаем богослужение. Что такое православное богослужение? Правильно славим Бога. И средства используем, и догматы имеем, которые нам Бог передал через своих святых. Поэтому будем благодарны за свою жизнь, не будем слушать того, что нам вредно, будем бояться того, что нам жизнь, казалось бы, облегчает. Солдату скажи: «Не тренируйся, не стреляй, придет время – настреляешься на войне, придет время – надерешься еще в бою, а сейчас не учись, не тренируйся, спи, ешь, веселись. Будет война – навоюешься». Что с этим солдатиком будет в первом же бою? Его не станет. Так и у нас с вами: если мы не будем сейчас тренироваться, не будем себя испытывать, ничего в нашей жизни доброгоне будет, а в будущей жизни благого конца не стоит ожидать. Да помогут нам в этом молитвы нашего покровителя святителя Николая, Пресвятой Богородицы и всех святых. Аминь.

Комментарии закрыты.