Слово в Неделю 1-ю по Пятидесятнице, всех святых

    Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

    Поздравляем вас, братья и сестры, с днем всех святых. Сегодня у небесных покровителей каждого из нас особый день, в который они поминаются не только в Церкви торжествующей, но и в Церкви воинствующей. В этот день мы вместе с ними возносим молитву к нашему Творцу, от Которого имеем начало и благое продолжение нашей жизни, если мы соединены с Ним.

    Изначально Господь так устроил наш мир, что, посмотрев на Свое творение, сказал: «Все добро зело», то есть – все очень хорошо устроено. Так прекрасно устроено, что люди, способные внимательно смотреть вокруг, даже не имея Божественного откровения, а просто созерцая природу, приходили к познанию Бога, Творца Единого, в Троице Поклоняемого! И когда они узнавали христианское учение, они его принимали как естественное продолжение своего уже имеющегося внутреннего убеждения.

    Мы знаем, что ветхозаветные нормы – это были строгие правила, которые жестко ограничивали проявление грубой животной натуры в человеке. Но, если человек начинал их исполнять, уже Сам Дух Святой учил его, как и что нужно делать дальше, чтобы не оставаться на месте в духовном росте.

    У нас, у людей, никогда не было недостатка в учении от Духа Святого. Основная причина духовной безграмотности и, как следствие, духовной деградации – это всегда человеческая леность, беспечность, нежелание делать даже и то малое послушание, которое  нам, бывает, дают изначально на первых шагах нашей духовной жизни. Нам кажется, что это очень много, непосильно, и мы всегда хотим бесконечных послаблений. А в итоге, когда настает время некоего экзамена в нашей жизни, когда нужно духовно-нравственно устоять, когда нужно проявить мужество – откуда взяться этому мужеству в нас? Так было и с язычниками. Вспомните историю: Римская империя, которая утопала в роскоши и хотела «хлеба и зрелищ». Даже те, казалось бы, нищие, которые жили в Римской империи, утопали в роскоши – относительно нашей сегодняшней жизни – потому что они имели достаточно пропитания за счет  тех, кто жил в изобилии.

    И на Западе, и у нас в стране в наше время существуют такие социальные службы, задача которых – возвращать к нормальной жизни людей, по каким-либо причинам «выпавших» из социума. Иными словами говоря – людей, скатившихся к аморальному образу жизни, потерявших человеческий облик. И вот этих людей старательно «тащат» со «дна», а  им, оказывается, оттуда никуда и не надо, им уже вообще ничего не хочется. Мне вспоминается, как я лично был свидетелем, когда привозили на «Скорой помощи» этих бедолаг. Конечно, на него смотреть страшно, его жалеешь, сострадаешь – ведь он был лишен самых простых условий для нормальной жизни, которые есть у нас. Привезут его всего грязного, заросшего, в одежде у него кругом одни блохи. Вот его подстригут, отмоют, в ванне с дезраствором замочат его, как белье в кастрюле, оденут чистую одежду, накормят. Через два дня встречаешь в отделении – как новый «полтинник» с «Гознака», аж светится. Полежит он в этой больнице три недели, его вылечат от пневмонии или еще чего-либо, дадут ему жилье в пансионате, дадут ему работу. И что? Проходит месяц-два, и – опять его грязного в этих же вшах и блохах привозят из канализации – сбежал. Как сбежал?!  Почему??? Потому что там работать надо. А на улице «в подворотне» ничего делать не нужно… Бывают еще и такие личности – их называют, можно сказать, благочестиво – «монастырские бомжи». От храма к храму, от монастыря к монастырю, так и бродяжничают всю жизнь. У нас народ сердобольный, любвеобильный – обязательно одежку дадут, покормят, пожалеют, еще и к себе домой пустят. А он что-нибудь там стащит. И опять куда-нибудь дальше пойдет. И так вся его жизнь проходит. Казалось бы, при церкви. Но вне Христа…

    Иоанн Златоуст говорит: скорби, которые нас окружают, даруют нам два полезных приобретения. Первое – это то, что прощаются человеку грехи, а второе – у человека появляется мужество. Он приобретает в скорбях терпение, опыт, а с ним мужество, становится способным устоять в самом главном экзамене, который предстоит – экзамене испытания веры, когда подступает враг, когда нужно просто остаться христианином.

    Помните, как говорил Паисий Афонский? «Не думайте, что в конце веков будет так, что дьявол явится нам в своем обличии и скажет: «Ну – за меня или за Христа? Давайте руку свою сюда, вот вам печать поставлю на лоб или на руку». Не будет этого. Будет по-европейски: придут к вам в чистых рубашках, в пиджачках, улыбающиеся: «Мы о вас имеем особое попечение, нам вас жалко, у вас дети, вам их надо кормить. Примите наши условия и ешьте, пейте, наслаждайтесь этой жизнью». И что – если мы привыкли к комфорту, если мы не привыкли к лишениям, дети наши не привыкли к постам, к тому, что есть слово «нельзя», что надо подождать, надо потерпеть, – разве мы сможем устоять? Дети нам скажут: «Эти люди улыбаются, они нам добра желают, папа, мама, посмотрите. Зачем же вы такие жестокие, какие же вы христиане, где же ваша любовь? Подпишите договор. Мы есть хотим». И кто из нас устоит? Бог весть. Потому что каждый день мы не привыкли вставать на утренние молитвы, да и вечером – какая молитва, когда уже глаза сонные… Пришли гости или дети приехали, а идет пост. «Но я же их не видел два-три года. Что делать? Мясо варить». А то, что заповедь нарушается, нам и дела нет. А потом приходят в храм и плачут: что делать? И в церковь с детства водила, и на причастие, а в церкви чада моего теперь нет. Как только они во взрослой жизни встретились со скорбями, с испытанием мира сего, выяснилось, что не готовы ничего терпеть, не воспитаны в этом, и они тут же сдают все свои позиции. Им сказали: «Христиане там вас загоняли, запугали, а у нас тут вот какая свобода – пляши, ешь, пей, веселись, не слушай ты своих родителей!» И они не будут слушать. Потому, что не научили, что слово родительское – это как закон, как гром с неба. Сказал отец – нравится, не нравится – тятька сказал! Все – закон.

    Сегодня день всех святых. Апостол Павел говорит, что мы «имеем облако святых». Что за облако? Вот сейчас жарища стоит, а облако выйдет – как нам хорошо, когда тень появляется. Так и наши святые. Они, как облако, закрывают нас от разных невзгод. Взирая на их жизнь, мы видим, как они терпели. И пророк Илья в Ветхом Завете, и другие святые, и сами апостолы. Гонимы были, избивали их, преследовали, гнали из городов, а они опять шли – из любви к людям.

    Сегодня мы с вами, братья и сестры, должны подражать нашим святым в своей жизни. Не пугаться тому, какие вокруг нас события происходят. Сейчас много чего в мире происходит, но и раньше это было. И раньше людей за веру «прижимали». Ставили какие-то условия, чтобы им приходилось выбирать между куском хлеба и Христом. Ничего нового, все это уже было, просто сейчас это все в какой-то более изощренной форме – когда  незаметно, когда кажется, что это не то, что-то должно быть другое. Но это как раз то и есть. Потому что слова Христа о Втором Пришествии не просто так были сказаны. Будет так же, как при Ное. Женились, строили дома, строили планы на жизнь, и вдруг произошел потоп. Так же будет и в конце мира. Будут строить планы, строить здания, учиться, жениться, замуж выходить. И вдруг явится Крест на небе. Что такое? Последние сорок пять дней будет сиять Крест Христов, чтобы те, кто может еще отойти от этой вещественности, глядя на него, каялись. Иудеи, которые сейчас ненавидят Христа – и они придут к Нему. И это будет последнее знамение перед Вторым Пришествием. Но это будет внезапно. Как так, что за явление, откуда оно появилось – для большинства это будет непонятно…

    Поэтому, братья и сестры, будем, как наши святые проводить свою жизнь в скорбях, не переживая. Ведь скорбь ничего нам вредного не приносит. А есть даже поговорка с таким смыслом:  для человека плохо, когда у него все слишком хорошо. Чем больше человек получает комфорта, тем больше ему хочется еще, и те блага, которые он имеет, его уже не удовлетворяют. Его этот диван уже не устраивает, ему нужно какой-то более мягкий диван. Придумали сейчас вот даже водой накачивать диваны, чтоб повысить комфортность. Чтобы ты лежал и этого дивана под собой практически не ощущал. А весь вот этот комфорт когда-то и расслабил и ослабил Римскую империю. Позднее так же погибла и Византия – все из-за этого расслабления. Не дай Бог, чтобы и нам с вами дойти до этого состояния расслабления. Чтобы нам так же понапрасну потерять свою веру и свою жизнь…

    Да поможет нам молитва всех святых! Чтобы мы скорби воспринимали с благодарностью, и всегда были крепки в уповании на Бога. А Господь все видит, все слышит, знает наши немощи и только одного от нас ждет: твердого упования на Него. И если это в нас будет, у Него столько средств, которые нас оградят и защитят, что нам и не снилось.

    Знаете, вспомнился такой случай, когда шла война на Северном Кавказе. Попал в плен в Чечне солдатик один. Его бросили в яму, он там два года сидел. Не поили, не кормили. Уже потом местная чеченка, девушка молодая сжалилась над ним: доила козу и иногда ночью давала ему молоко. И когда пришли  российские войска, его освободили, узнали его историю, все его спрашивали: «Как ты выжил?!» А он говорит: «Там в яме глина была. Я ее крестил, и она мне была и водой, и едой». А этой девушке, которая ему подавала молоко, он сказал: «Пойдешь за меня?» Она согласилась. Увез ее с собой, крестили ее, потом их повенчали.

    Вот как люди жили и в наше время живут верой, и Господь через них нас всех укрепляет. Не бойтесь.  В любых условиях Бог – Один и Тот же, в той силе и славе, в которой всегда пребывает. Поэтому будем всегда уповать на Бога, надеяться, и никогда не будем в посрамлении. Аминь.

Комментарии закрыты.