Слово на рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

    Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

    Благодарение Богу, братья и сестры, что мы с вами сегодня имели возможность еще раз совершить Божественную литургию в честь Господа нашего Иисуса Христа и в память великого пророка Иоанна Предтечи, в день его славного рождества (то есть рождения во плоти), когда начали совершаться обетования древних пророчеств.

    Четыреста лет не было у евреев пророков. Это время свидетельствовало, что в жизни людей  житейская суета затмила Божественную благодать. А благодать Божья, хоть и пронизывает наш мир, хоть и содержит Господь все в Своем естестве, наполняя и космос и нашу землю, но Его отображение на земле зависит от творений. Мы знаем, что всякое физическое существо по-разному отражает от себя солнечные лучи и тепло. Вода преломляет их по-своему, камень тоже отражает в себе солнце, но по-другому, так как имеет иные физические свойства. Так и все мы с вами. Имея Солнце – Христа, Святую Троицу, мы можем отражать Его по-разному. О чем говорит нам житие пророка Иоанна? Если мы хотим, чтобы хоть какая-то часть Божества была отражена в нашей жизни, чтобы мы ощущали Бога своим сердцем, нужно смотреть на пример святых. Конечно, Иоанн Предтеча – это святой, который своей жизнью воплотил и доказал, что человек может максимально удалить себя от всех страстей. В жизни каждого из нас бывает, что мы что-то особенно любим, особо почитаем, а к чему-то у нас – пренебрежение. Где-то мы пыль протираем, а где-то у нас эта пыль копится и копится. Вот поэтому в нашей жизни бывают такие диспропорции, когда нам кажется, что мы столько всего душеспасительного делаем, но ту благодать, о которой  читаем в житиях святых, почему-то не ощущаем.

    Если разбирать нашу жизнь досконально, учитывая все заповеди Христа, то можно увидеть: много бед у нас происходит от того, что жизнь эта – вот такая бестолковая – ни «горячая», ни «холодная». Вспомните, как в Апокалипсисе Иоанна Богослова Господь говорит: «И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих».

    Вот так бывает у христиан, когда мы закон Божий в своей жизни практикуем выборочно: что-то соблюдаем, а что-то – нет. То мы молимся, то спим вместо молитвы. То постимся, то объедаемся. То говорим, что надо почитать Бога, а сами воскресные дни решаем не в храм сходить, а в огороде  поработать, потому что надо «ловить» погоду… В праздники двунадесятые у многих происходит то же самое: срочно нужно что-то посадить, прополоть, срочно постирать и так далее, как будто все это нельзя сделать завтра. И почему-то ходить в грязной одежде для нас гораздо страшнее, чем иметь грязную духовную «одежду» перед Богом…

    Вспомните, что сказал Христос евреям, которые ходили смотреть на Иоанна Предтечу, как мы в наше время ходим в музеи или еще какие-то учреждения, чтобы посмотреть какие-то диковинные вещи. Он спросил их, зачем они туда ходили и кого видели: «Человека ли в мягки ризы облеченна?» Он говорит им, что Иоанн Креститель – пророк, и больший пророк не рождался среди людей, рожденных женами. Но не только по рождению был пророком Иоанн Предтеча. Он себя и всю свою жизнь настолько отдалил от нашей земной суеты и всех страстей, что сподобился возложить руку на Царя Славы, крещяя Его в водах Иорданских!

    Братья и сестры, в каком-то смысле мы в нашей жизни живем, как жил когда-то Иоанн Креститель – в пустыне. Только в пустыне духовной. Нельзя сказать, что у нас люди не знают Бога, не верят в Бога. Сейчас редко встретишь того, кто бы рьяно отрицал то, что Бог есть. Многие говорят:  «Что-то есть…»  Кто-то пытается оправдать себя тем, что он якобы верит как-то по-особому – где-то у себя в сердце, в какой-то комнате или еще в каких-то особых условиях. Тем самым человек этот пытается оправдать свою двуличную жизнь: вроде он и знает, что есть Господь, но… Заповеди Христа и закон Божий  что-то ему как-то «колет», «давит», в общем – «не подходит». Бывает, что даже внешне не подходит образ христианской жизни.

    Некоторые женщины говорят: «Почему я должна жить, веря в Бога, как серая мышь?» А что это значит? Это значит, что она не  может одеваться по моде, как одевается мир. Если следовать законам христианским, то она не может ходить на те увеселения, куда ходит мир. Она не может использовать  ту пагубную косметическую продукцию, которая губит не только окружающих, а даже мужа. Ведь муж, видя жену накрашенной, привыкает к этому блестящему фантику, не смотря на внутренний мир своей жены. И когда появляется фантик более блестящий, муж с легкостью бросает ее вместе с детьми, потому что никогда не смотрел на внутренний мир человека, а видел только внешний красивый «фантик». А фантик, как вы знаете, имеет свойство терять свой блеск. Сколько ни трудись, сколько ни старайся – десять-двадцать лет он блестит, а потом неизбежно увядает. Поэтому Иоанн Златоуст говорит, что с первых дней союза мужа и жены надо позаботиться этой жене о том, чтобы муж ее полюбил за душевную красоту. И тогда это будет надежное основание – фундамент для крепкой семьи, и никогда он от жены не уйдет. Даже если яркий «фантик» какой-то рядом появится, мужчина будет смотреть не на него, а на то, что эта женщина из себя представляет, и никогда он не клюнет на эту лживую «насадочку».

    Иоанн Креститель сегодня нам всем напоминает, что наша жизнь не должна быть пустыней духовной, наоборот, мы должны практиковаться в отречении от всей нашей суеты. Пришла тебе мысль в воскресный день что-то сделать – известно, откуда она приходит: от дьявола, о котором многие даже забывают, что он есть. Бегут за разными средствами, ищут какие-то особые упражнения, какие-то особые лекарства, чтобы оградить себя от чего-то плохого. Помнится, как однажды в автобусе, где я ехал, пожилая женщина во весь голос говорила: «Такую пенсию дали – в магазине можно много чего купить, а жить-то уже и некогда…» Неужели жизнь нам с вами дана только для того, чтобы хорошо кушать и веселиться?.. «Ешь-пей-веселись» – так бывает с животными, которых откармливают для конкретной цели, а потом подают с соусом на стол… Вот так и в конце веков будет для тех, кто увлекся своим телом, внешним миром. Его отправят  на вечный суд. Но там будет не пир, а слезы и рыдания, которые пользы уже не принесут…

    Поблагодарим в молитве Иоанна Крестителя за то, что он, будучи, как и мы с вами, плотью и кровью, остался один без матери и отца в пустыне, показав тем самым, что для Бога нет ничего невозможного. В наши дни мы наших младенцев  так жалеем: им «нельзя» поститься, «нельзя!» молиться, «нельзя» в храм ходить – дети ведь маленькие , несчастные, уставшие. А пророк Иоанн, будучи таким же младенцем, в пустыне был вскормлен ангелами в чистоте и правде. И кто он теперь перед Богом? Второй самый чтимый святой после Богородицы. Поэтому если мы хотим, чтобы наши дети жили счастливо, надо смотреть на таких великих святых, брать с них пример, и отображать в наших детях. Да поможет нам молитва этого великого пророка не поддаваться на эту лживую приманку дьявола – сожаления. Это о любви, так сказать, в кавычках. «Что ж ты – не любишь своего ребенка?!»  Люблю. Очень люблю. Поэтому и ремень в руке держу: пусть только попробует куда-нибудь голову повернуть от правильного пути. И вот такая любовь спасает человека, а любовь, которая постоянно сглаживает, постоянно подает сладости – это не любовь, это ненависть. Это нежелание чтобы наши дети были безбедными в духовной жизни. Духовно надо развиваться, практиковать ежедневную молитву. А физически само собой Господь все пропитает и пополнит. Аминь.

Комментарии закрыты.