Слово на Радоницу, поминовение усопших

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
В сегодняшний день, братья и сестры, мы с вами вспоминаем всех наших усопших: родственников, отцов, матерей, прадедов. День этот назван Радоницей.
В одном небольшом селении жил священник, который все время «затягивал» литургию из-за того, что на проскомидии вынимал из просфор большое множество частичек за чтением записок об упокоении. Его прихожане какое-то время терпели это, не возмущались. А потом стали жаловаться епископу: тяжело стоять, долго ждать, пока батюшка там управится, надо домой бежать, дела делать. Епископ сначала терпел эти жалобы, а потом решил этого батюшку «снять» с прихода – сколько можно «издеваться» над людьми. Вот он принял это решение и лег спать. И во сне вдруг явилась ему огромная толпа людей, которые очень гневно и шумно пытались ему что-то сказать, а потом стали упрашивать, чтобы он не трогал священника, на которого жалуются. Епископ спрашивает: «Кто вы такие?» «Мы – те, за кого он вынимает частицы на каждой литургии…»
В том мире ценности иные. Если здесь мы по народному обычаю, идя на кладбище, вместо молитвы тащим с собой нашим усопшим яйца, рыбу, всякую снедь, а кто-то даже и водку тащит – это не по-христиански. Помню, как-то во время одного из таких дней на кладбище – вот так же на Радоницу – стоим с братией монастыря, поем «Со святыми упокой». А мимо проносят мужчину за руки, за ноги – этот уже «помянул» всех, кого смог. Такая горестная картина, когда вместо молитвы память своих родственников заливают вот этим зельем. При жизни они от него страдали, а по смерти – еще больше…
Если усопших «поминают» алкоголем, то вместо благословения молитвы они получают еще большее осуждение и проклятие. Почему? Потому, что они не воспитали своих детей и внуков в Боге. Что посеешь, то пожнешь. Нам всем надо знать, что сейчас не конечные муки в аду и не конечная слава на небе. Каждый человек, уходя из этого мира, оставляет след: или учеников, которые по его учению творят добро, или учеников, которые по его учению творят зло. Поэтому, если мы не воспитаем, не научим своих детей и внуков этому доброму примеру, то мы будем за это отвечать, и длиться будет наша ответственность ровно столько, сколько будет стоять мир, сколько у нас будет этих предков – бесконечных правнуков.
А как у людей, которые при жизни совершали какое-то важное доброе дело? В Евангелии о них сказано: кто сам сотворит доброе и научит других, тот «велий наречется в Царствии Небесном». Вот так нужно стараться жить. Как мы уже говорили, даже в древности язычники – и то знали: если ты строишь планы на всю жизнь – воспитывай детей. Поэтому сегодня мы отдаем дань своей сыновней любви нашим предкам, ушедшим. Но молимся только о православных. Только молитва за православного имеет церковную силу. В мир иной уходят они в покаянии, но кому-то, может быть при последнем издыхании – не знаем, это большая тайна – не хватило каких-то дней жизни, чтобы он себя исправил.
Вот сейчас давайте посмотрим на свою жизнь, оценим ее по минутам. Сколько своего времени мы тратим на вклад в вечность – то, что в итоге ожидает нас всех? И сколько тратим на житейскую суету? Это как кроту, который всю жизнь проводит под землей, сказать: «Вылезай, у нас тут солнце есть!» А он в ответ: «Нет никакого солнца! Вот она – реальность». Или же свинья… Кто в хозяйстве выращивал свиней, тот знает: есть такой способ заставить это животное перестать визжать перед тем, как его убьют. Надо заломить ему голову вверх, чтобы животное увидело солнце, небо. Свинья никогда не видит этого, потому что все время роется в земле. И только перед смертью, когда ей заламывают голову, она видит небо и солнце. И замолкает – перед последним издыханием. Вот беда, братья и сестры, если мы с вами живем похожим образом…
Может, вы подумаете: все время «достается» тем, кто в храме стоит, кто потрудился прийти на богослужение. Но мы надеемся, что вы не осудите, а посетуете: «Сколько можно быть подобным?» Однажды в школе прохожу по коридору после урока в десятом классе. Одна учительница мне говорит: «Батюшка, зайдите в наш пятый класс. Я уже измучилась. Скажите вы им, как нужно себя правильно вести». Мы с ней заходим. Сидит полный класс, человек тридцать. Говорю: «Вы думаете, они ничего не знают?» Она молчит. «Ну что, дети, можно на перемене с ума сходить? Нет. Драться можно? Нет. Курить можно? Нет». И так далее. Говорю: «Вот видите? Они сами все знают». Знают, но почему не делают? Это загадка. Чаще всего дети учатся лицемерить у нас, у взрослых. Чем младше возраст, тем труднее заставить ребенка сделать или сказать то, что он не хочет. А взрослый уже так может. Даже если он чего-то не хочет, может сделать из лицемерия. Он уже знает, что, если тебя просят, а ты не делаешь – что-то не получишь. Хоть и не охота, а надо делать. А может, надо сказать какую-нибудь глупость. Хоть и не хочется ее говорить. Например, хвалить нельзя, а надо хвалить, потому что – ну вот так привыкли.
В том мире другие ценности. Там пища – это молитва, только молитва может помочь напитать эти души. А те, кто попал в Царство Небесное, – они, слыша наши молитвы, помолятся Творцу о нас. Поэтому, братья и сестры, будем милосердны, в первую очередь, к себе. Давайте будем воспитывать наших детей так, чтоб нам не было горько уходить из этого мира, не зная, кто за нас помолится, кто и когда о нас вспомнит. Все проходит быстро.
Жил один священник, старец. Очень простой был человек. Вот так же после литургии обращается к людям:
– Ну что, бабки, сказать вам проповедь?
– Да уж скажи батюшка.
– Помните, бабка Енька у нас жила? Знаете такую?
– Да как не знать?! Все ее знают. Куда ехать – бабка Енька, посиди с ребенком. Посижу. Бабка Енька, подои корову. Подою…
– А где могила-то ее, знаете?
– Да как не знать, все знаем, ходим.
– А помните, еще и такой-то человек жил там, у него еще дом стоял двухэтажный, машина была? А что он при жизни хорошего сделал? А где он похоронен? Никто не знает. Так вот, что я скажу вам. Живите, как бабка Енька! И все у вас будет хорошо – и в этой жизни, и в будущей.
Вот так все просто в христианском мире. Если мы будем жить, совершая добродетели, то и о нас Господь позаботится. Даже если по каким-то причинам у нас не получилось оставить после себя детей и внуков, мы воспитаем духовных своих преемников, которые видели наш пример добрый, наш труд, и когда-то помолятся за нас и помогут нам своей молитвой. Аминь.

Комментарии закрыты.