Санкт-Петербургская Духовная Академия отметила свой второй престольный праздник
10 декабря 2017 года, в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, в день когда Святая Церковь вспоминает чудо, которое произошло в далеком прошлом,но связано с образом Божией Матери «Знамение», защитившей город Новгород от врагов управляющий Армавирской епархией Преосвященнейший Игнатий, епископ Армавирский и Лабинский совершил Божественную литургиюв в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова Санкт-Петербургской Духовной Академии.
А в Санкт-Петербургской Духовной Академии духовенство, учащие, учащиеся и прихожане храма чествуют один из списков иконы – «Знамение» Царскосельская. Именно с ним связана история императорской семьи, многих именитых людей и, конечно же, возрождённой в послевоенное время Академии.
Ежедневно члены академической семьи молятся перед этим образом. Все, кто посещают Академию, заходя в храм, непременно прикладываются к этой иконе. Очень часто можно увидеть, как перед ней совершают молебные пения и акафисты.
А в нынешний день в храме Академии особенно много народа. Песнопения хоров по-своему торжественны. К воскресному богослужению присоединяют стихиры и чтения, посвящённые Богородице. Золотой цвет облачений сменился на голубой. Это показывает, что день празднования иконы Божией Матери является вторым престольным праздником в Санкт-Петербургской Духовной Академии, наряду с памятью апостола и евангелиста Иоанна Богослова, в честь которого освящен академический храм.
Владыке Игнатию сослужили: архимандрит Софроний (Смук), проректор по воспитательной работе иеромонах Марк (Святогоров), иеромонахи Геннадий (Поляков) и Варфоломей (Магницкий), священник Александр Кузнецов, секретарь Учёного совета Академии иеромонах Никодим (Хмыров), иеромонахи Афанасий (Букин) и Феодосий (Желновачев), священники Кирилл Никитин, Антоний Афанасьев, Евгений Мельников, Феодор Ибрагимов и иеромонах Онуфрий (Сонькин); протодиакон Кирилл Журавлев, иеродиакон Рафаил (Романов), диаконы Вадим Пантюхин и Максим Кудрявцев, иеродиакон Агафангел (Кочетков), диаконы Андрей Силиванов и Андрей Прилуков.
За богослужениями пели два хора: смешанный под управлением монахини Ксении (Каньшиной) и женский под управлением Лидии Масловой.
На Литургии молились люди с ограниченными возможностями и воспитанники воскресной школы при Санкт-Петербургской Духовной Академии.
После сугубой ектении владыка молился о прекращении кровопролития и воцарении мира на Украине и в Сирии. По заамвонной молитве духовенство совершило славление перед чтимой иконой Богородицы «Знамение» Царскосельская. В конце богослужения к владыке Игнатию обратился проректор по воспитательной работе иеромонах Марк (Святогоров) с приветственным словом и на память о посещении Академии преподнёс ему панагию с образом преподобного Амвросия Оптинского.
Икона Божией Матери, именуемая «Знамение», изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) – благословляющий Божественный Младенец – Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов. В усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях. Это изображение относится к IV веку. Кроме того, известен древний византийский образ Богоматери «Никопеи», VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящею на троне и держащею обеими руками перед собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила. Иконы Божией Матери, известные под именем «Знамение», появились на Руси в XI – XII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году.
В этот год соединенные силы русских удельных князей, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода. Новгородцам оставалось уповать лишь на Божию помощь. Дни и ночи молились они, умоляя Господа не оставлять их. На третью ночь услышал архиепископ Новгородский Иоанн дивный голос, повелевающий ему взять из Церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену. Когда икону переносили, – враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили.
В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, архиепископ Иоанн тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь. Афонский иеромонах Пахомий Логофет, присутствовавший на праздновании иконе в России, написал на этот праздник два канона. На некоторых Новгородских иконах Знамения, кроме Богоматери с Предвечным Младенцем, изображаются и чудесные события 1170 года. Чудотворная икона 186 лет после явления знамения находилась в той же церкви Спаса Преображения на Ильиной улице. В 1356 году для нее был выстроен в Новгороде храм Знамения Пресвятой Богородицы, ставший собором Знаменского монастыря.
Комментарии закрыты.