Санкт-Петербургская Духовная Академия отметила свой второй престольный праздник

10 декабря 2017 года, в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, в день когда Святая Церковь вспоминает чудо, которое произошло в далеком прошлом,но связано с образом Божией Матери «Знамение», защитившей город Новгород от врагов управляющий Армавирской епархией Преосвященнейший Игнатий, епископ Армавирский и Лабинский совершил Божественную литургиюв в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова Санкт-Петербургской Духовной Академии.
А в Санкт-Петербургской Духовной Академии духовенство, учащие, учащиеся и прихожане храма чествуют один из списков иконы – «Знамение» Царскосельская. Именно с ним связана история императорской семьи, многих именитых людей и, конечно же, возрождённой в послевоенное время Академии.
Ежедневно члены академической семьи молятся перед этим образом. Все, кто посещают Академию, заходя в храм, непременно прикладываются к этой иконе. Очень часто можно увидеть, как перед ней совершают молебные пения и акафисты.
А в нынешний день в храме Академии особенно много народа. Песнопения хоров по-своему торжественны. К воскресному богослужению присоединяют стихиры и чтения, посвящённые Богородице. Золотой цвет облачений сменился на голубой. Это показывает, что день празднования иконы Божией Матери является вторым престольным праздником в Санкт-Петербургской Духовной Академии, наряду с памятью апостола и евангелиста Иоанна Богослова, в честь которого освящен академический храм.
Владыке Игнатию сослужили: архимандрит Софроний (Смук), проректор по воспитательной работе иеромонах Марк (Святогоров), иеромонахи Геннадий (Поляков) и Варфоломей (Магницкий), священник Александр Кузнецов, секретарь Учёного совета Академии иеромонах Никодим (Хмыров), иеромонахи Афанасий (Букин) и Феодосий (Желновачев), священники Кирилл Никитин, Антоний Афанасьев, Евгений Мельников, Феодор Ибрагимов и иеромонах Онуфрий (Сонькин); протодиакон Кирилл Журавлев, иеродиакон Рафаил (Романов), диаконы Вадим Пантюхин и Максим Кудрявцев, иеродиакон Агафангел (Кочетков), диаконы Андрей Силиванов и Андрей Прилуков.
За богослужениями пели два хора: смешанный под управлением монахини Ксении (Каньшиной) и женский под управлением Лидии Масловой.
На Литургии молились люди с ограниченными возможностями и воспитанники воскресной школы при Санкт-Петербургской Духовной Академии.
После сугубой ектении владыка молился о прекращении кровопролития и воцарении мира на Украине и в Сирии. По заамвонной молитве духовенство совершило славление перед чтимой иконой Богородицы «Знамение» Царскосельская. В конце богослужения к владыке Игнатию обратился проректор по воспитательной работе иеромонах Марк (Святогоров) с приветственным словом и на память о посещении Академии преподнёс ему панагию с образом преподобного Амвросия Оптинского.
 

Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мая «Зна­ме­ние», изо­бра­жа­ет Пре­свя­тую Бо­го­ро­ди­цу, си­дя­щую и мо­лит­вен­но подъ­ем­лю­щую ру­ки Свои; на гру­ди ее, на фоне круг­ло­го щи­та (или сфе­ры) – бла­го­слов­ля­ю­щий Бо­же­ствен­ный Мла­де­нец – Спас-Эм­ма­ну­ил. Та­кое изо­бра­же­ние Бо­го­ма­те­ри от­но­сит­ся к чис­лу са­мых пер­вых Ее ико­но­пис­ных об­ра­зов. В усы­паль­ни­це свя­той Аг­нии в Ри­ме есть изо­бра­же­ние Бо­го­ма­те­ри с рас­про­стер­ты­ми в мо­лит­ве ру­ка­ми и с Мла­ден­цем, си­дя­щим на Ее ко­ле­нях. Это изо­бра­же­ние от­но­сит­ся к IV ве­ку. Кро­ме то­го, из­ве­стен древ­ний ви­зан­тий­ский об­раз Бо­го­ма­те­ри «Ни­ко­пеи», VI ве­ка, где Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца изо­бра­же­на си­дя­щею на троне и дер­жа­щею обе­и­ми ру­ка­ми пе­ред со­бой оваль­ный щит с об­ра­зом Спа­са-Эм­ма­ну­и­ла. Ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, из­вест­ные под име­нем «Зна­ме­ние», по­яви­лись на Ру­си в XI – XII ве­ках, а на­зы­вать­ся так ста­ли по­сле чу­дес­но­го зна­ме­ния от Нов­го­род­ской ико­ны, слу­чив­ше­го­ся в 1170 го­ду.
В этот год со­еди­нен­ные си­лы рус­ских удель­ных кня­зей, воз­глав­ля­е­мые сы­ном Суз­даль­ско­го кня­зя Ан­дрея Бо­го­люб­ско­го, по­до­шли под сте­ны Ве­ли­ко­го Нов­го­ро­да. Нов­го­род­цам оста­ва­лось упо­вать лишь на Бо­жию по­мощь. Дни и но­чи мо­ли­лись они, умо­ляя Гос­по­да не остав­лять их. На тре­тью ночь услы­шал ар­хи­епи­скоп Нов­го­род­ский Иоанн див­ный го­лос, по­веле­ва­ю­щий ему взять из Церк­ви Спа­са Пре­об­ра­же­ния на Ильи­ной ули­це об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы и вы­не­сти его на го­род­скую сте­ну. Ко­гда ико­ну пе­ре­но­си­ли, – вра­ги пу­сти­ли в крест­ный ход ту­чу стрел, и од­на из них вон­зи­лась в ико­но­пис­ный лик Бо­го­ро­ди­цы. Из глаз Ее ис­тек­ли сле­зы, и ико­на по­вер­ну­лась ли­ком к го­ро­ду. По­сле та­ко­го Бо­же­ствен­но­го зна­ме­ния на вра­гов вне­зап­но на­пал неизъ­яс­ни­мый ужас, они ста­ли по­би­вать друг дру­га, а обод­рен­ные Гос­по­дом нов­го­род­цы бес­страш­но устре­ми­лись в бой и по­бе­ди­ли.
В вос­по­ми­на­ние чу­дес­но­го за­ступ­ни­че­ства Ца­ри­цы Небес­ной, ар­хи­епи­скоп Иоанн то­гда же уста­но­вил празд­ник в честь Зна­ме­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри, ко­то­рый и до­ныне празд­ну­ет вся Рус­ская Цер­ковь. Афон­ский иеро­мо­нах Па­хо­мий Ло­го­фет, при­сут­ство­вав­ший на празд­но­ва­нии иконе в Рос­сии, на­пи­сал на этот празд­ник два ка­но­на. На неко­то­рых Нов­го­род­ских ико­нах Зна­ме­ния, кро­ме Бо­го­ма­те­ри с Пред­веч­ным Мла­ден­цем, изо­бра­жа­ют­ся и чу­дес­ные со­бы­тия 1170 го­да. Чу­до­твор­ная ико­на 186 лет по­сле яв­ле­ния зна­ме­ния на­хо­ди­лась в той же церк­ви Спа­са Пре­об­ра­же­ния на Ильи­ной ули­це. В 1356 го­ду для нее был вы­стро­ен в Нов­го­ро­де храм Зна­ме­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, став­ший со­бо­ром Зна­мен­ско­го мо­на­сты­ря.

Комментарии закрыты.