Проповедь в день памяти преподобного Варлаама Хутынского.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

«Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе» (1 Кор. 15,41) – эти слова апостола Павла свидетельствуют не только о степени святости того или иного святого, ведь жизнь с Богом, объем благодати Божией в человеке невозможно измерить, но и о славе каждого подвижника благочестия, которая светит, по слову Спасителя «всем, иже в храмине суть» (Мф. 5, 15). Светит не только современникам, но в большей степени потомкам, через века и тысячелетия ощущающим молитвенную помощь святого.

В XII веке, преподобный Варлаам Хутынский, память которого мы сегодня молитвенно отмечаем, был у своего архиепископа Антония «благословитися», последний «заповеда» иноку придти к нему через неделю. Преподобный, приняв благословение, отвечал «Аще Господь повелит Господине святый Владыко Антоний, буду у Твоей Святыни благословитися на первой недели петрова поста в пяток на санех». Архиепископ был удивлен такому ответу, но спустя назначенный срок в Новгороде выпал такой сильный снег и ударил мороз, что горожан посетила скорбь и печаль, все, включая архипастыря, беспокоились об урожае, который мог погибнуть. Святой Варлаам прибыв к архиепископу на санях, «нача утешати святителя душеполезными словесы не скорбети, но паче благодарити Господа нашего Иисуса Христа и Пречистую Его Богородицу и всех святых великих чюдотворцев, яко призрел еси Господь Бог на нас милостию своею, аще святый Владыка не послал бы Господь снегу и мразу, погибнути было людем от глада. Хотяще Господь Бог за умножение грехов наших глагола попустити и за молитв Пречистыя Богородицы Матере Своея и всех святых и великих чюдотворцев, дарова Господь Бог снег и мраз, дав корении ржаном, и во всяком обилии черви изомроша и един день пребудет снег на земли и Божиим промыслом и повелением будет теплота». Слова святого Варлаама сбылись, наступило тепло, а вредители, готовые уничтожить урожай, погибли.

Автор жития преподобного восторженно замечает, что «Божиим промыслом и повелением,рожь тогда цвела, а цвету не прибило мразом, молитвами Пречистыя Богородицы и великих чюдотворцов и молитвами святаго Варлаама чюдотворца».

Именно пяток на первой седмице Петрова поста стал по благословению архиепископа Антония днем сугубого торжества, когда духовенство, князья и бояре, гости и местные жители направлялись во Хутынскую обитель Преображения Господня, чтобы после соборной Божественной Литургии совершить молебен Преобразившемуся на Фаворе Спасителю и чудотворцу Варлааму.  

Это чудо не единственное прижизненное свидетельство святости  преподобного подвижника, хотя и его уже достаточно для того, чтобы свидетельствовать о его даре прозорливости. «Многим воздержанием, … житие украсив» – как поет преподобному святая Церковь, подвижник скончался в созданном им Хутынском монастыре в 1192 году.  

Праведная кончина святого не пресекла любви, которой преподобный Варлаам окружал стремящихся к единению со Христом соотечественников, в молитве и с надеждой припадающих к его гробу. В княжении великого князя Василия II в свите державного был постельничий, некий Григорий, которого повестила тяжелая болезнь. Юноша, лежа на одре болезни, молился святителю Николаю и преподобному, мечтая припасть к раке святых и многоцелебных мощей последнего.  Вскоре юноше явился преподобный «и приступив рече… Григорие, вижу тя яко немощен еси». Григорий, сподобившисьвеликой милости – посещения святого, – отвечал «Господине святый Варлааме чюдотворче зело изнемогаю». Преподобный ответил больному юноше: «Молишися великому Николе чудотворцу и мене призываеши на помощь, не ведая мене и канон и житие мое списав, держиши у себе и обет свой положил еси постришися в моем монастыри. И ныне же сам зря мене верен буди ми, аз же тя избавлю недуга сего».

Рассказав о ведении, юноша повелел отвести его в монастырь, но по дороге скончался, перед вратами обители произошло чудо – Григорий воскрес, описав виденных им бесов, которых отогнал святитель Николай, Царство Небесное и преподобного Варлаама, который благословив юношу иконой святителя Николая, стал невидим а Григорий ожил. Игумен и братия монастыря, став свидетелями происшедшего «начаша пети молебен святому славящее Бога и угодника его святого Варлама преподобного»

Это чудо легло в основе почитания преподобного Варлаама в Москве, которую он по совместным молитвам с преподобным Сергием Радонежским к Божией Матери, спасает от разорения в 1521 году.  

Великий князь Василий III ощущает покровительство преподобного, который являет ему свое заступничество перед престолом Божиим, молитвенно прибегая к памяти святого. Именно имя преподобного Варлаама было выбрано великим князем для новой жизни в ангельском образе. На смертном одре, скрывая свое тело под монашеской мантией, из жизни ушел московский князь, став иноком Варлаамом.  

Сегодня каждый из нас, почитая память преподобного Варлаама Хутынского, вместе с воскресшим отроком Григорием, пусть обратит к святому свой молитвенный глас. Пусть в веселии воскликнет «О Господине Варлааме святый чюдотворче, велика тя зело видех чюдотворца несть иного якоже ты, но и сильна тя зрю помощника и милосерда» о нас грешных рабах твоих. Аминь

Комментарии закрыты.