Престольный праздник храма святых бессребренников Космы и Дамиана станицы Родниковской

14 ноября престольный праздник отмечал храм святых бессребренников Космы и Дамиана станицы Родниковской Курганинского района. Престольные торжества возглавил правящий архиерей Армавирской епархии епископ Армавирский и Лабинский Игнатий.
В этот торжественный день для станицы Владыка Игнатий совершил Божественную Литургия, поздравил настоятеля и прихожан с престольным праздником.
Его Преосвященству сослужили: благочинный Курганинского округа протоиерей Валерий Коваленко, настоятель храма протоиерей Игорь Сирин и штатный клирик Соборного храма Успения Пресвятой Богородицы г. Лабинска протодиакон Иоанн Лукьянов.
Божественная литургия была завершена праздничным крестным ходом вокруг храма. Затем состоялось принятие присяги юными казачатами, учащимися классов казачьей направленности МОУ СОШ №15.

Краткие жития бессребренников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их преподобной Феодотии

Свя­тые Кос­ма и Да­ми­ан, бра­тья по пло­ти, бы­ли ро­дом из Азии[1]. Отец их был языч­ник, мать же, по име­ни Фе­о­до­тия – хри­сти­ан­ка. Пре­бы­вая по смер­ти сво­е­го му­жа во вдов­стве и про­во­дя вре­мя в усерд­ней­шем слу­же­нии Хри­сту, она всю свою жизнь по­свя­ти­ла на то, чтобы бла­го­уго­дить Бо­гу. И бы­ла она, как та вдо­ви­ца, ко­то­рую вос­хва­ля­ет апо­стол: «Ис­тин­ная вдо­ви­ца и оди­но­кая на­де­ет­ся на Бо­га и пре­бы­ва­ет в мо­ле­ни­ях и мо­лит­вах день и ночь» (1Тим.5:5). Жи­вя бо­го­угод­но са­ма, она на­учи­ла то­му же и воз­люб­лен­ных де­тей сво­их, Кос­му и Да­ми­а­на, ибо вос­пи­та­ла их в доб­ром на­став­ле­нии ве­ре хри­сти­ан­ской и в изу­че­нии Бо­же­ствен­ных Пи­са­ний и на­ста­ви­ла их на вся­кую доб­ро­де­тель. При­дя в со­вер­шен­ный воз­раст и утвер­див­шись в непо­роч­ной жиз­ни, по за­ко­ну Гос­под­ню, Кос­ма и Да­ми­ан бы­ли как бы два све­тиль­ни­ка на зем­ле, си­я­ю­щие доб­ры­ми де­ла­ми. Они по­лу­чи­ли от Бо­га дар ис­це­ле­ний и по­да­ва­ли здра­вие ду­шам и те­лам, вра­чуя вся­кие бо­лез­ни, ис­це­ляя вся­кий недуг и вся­кую язву сре­ди лю­дей и из­го­няя злых ду­хов. Они по­да­ва­ли по­мощь не толь­ко лю­дям, но и ско­ту, и ни от ко­го ни­че­го не бра­ли за сие: ибо они де­ла­ли все сие не ра­ди при­быт­ка, не для обо­га­ще­ния зо­ло­том и се­реб­ром, но ра­ди Бо­га, же­лая через лю­бовь к ближ­ним вы­ра­зить свою лю­бовь к Нему. И не сво­ей сла­вы ис­ка­ли они этим вра­чев­ством сре­ди лю­дей, но сла­вы Бо­жи­ей, и ис­це­ля­ли неду­ги для про­слав­ле­ния име­ни Гос­по­да, да­ро­вав­ше­го им та­кую си­лу вра­че­ва­ния. Они из­бав­ля­ли от бо­лез­ней не столь­ко тра­ва­ми, сколь­ко име­нем Гос­под­ним, без пла­ты и на­гра­ды, да­ром, во ис­пол­не­нии Хри­сто­вой за­по­ве­ди: «да­ром по­лу­чи­ли, да­ром да­вай­те» (Мф.10:8)[2]. По­се­му они и по­лу­чи­ли от ве­ру­ю­щих на­име­но­ва­ние без­мезд­ных вра­чей и бес­среб­ре­ни­ков. Прой­дя так доб­ро­де­тель­но по­при­ще сво­ей жиз­ни, они мир­но и бла­го­чест­но скон­ча­лись. Они про­сла­ви­лись мно­ги­ми чу­де­са­ми не толь­ко в те­че­ние сво­ей жиз­ни, но и по смер­ти, и суть теп­лые пред­ста­те­ли и доб­рые це­ли­те­ли на­ших бо­лез­ней, ду­шев­ных и те­лес­ных.

О нес­тя­жа­тель­но­сти их и без­мезд­ном вра­че­ва­нии есть та­кое ска­за­ние:

Неко­то­рая жен­щи­на, по име­ни Пал­ла­дия, в те­че­нии мно­гих лет ле­жа­ла на од­ре бо­лез­ни и не по­лу­ча­ла ни­ка­кой по­мо­щи от раз­лич­ных вра­чей. Услы­хав о свя­тых Кос­ме и Да­ми­ане, что они ис­це­ля­ют вся­кие бо­лез­ни, она по­сла­ла к ним с прось­бою, чтобы они по­се­ти­ли ее пред смер­тию. Свя­тые, вняв сей прось­бе, по­шли в дом ее, и тот­час эта жен­щи­на, по ве­ре сво­ей, по­лу­чи­ла ис­це­ле­ние чрез при­ше­ствие к ней свя­тых вра­чей и вста­ла здо­ро­вою, сла­вя Бо­га за да­ро­ва­ние Сво­им ра­бам та­ко­вой бла­го­да­ти ис­це­ле­ний. Из бла­го­дар­но­сти к сво­им вра­чам за сие бла­го­де­я­ние она хо­те­ла сде­лать им по­да­рок. Но они не бра­ли ни­че­го, ни­ко­гда и ни от ко­го, ибо не про­да­ва­ли бла­го­да­ти, ко­то­рую име­ли от Бо­га. Жен­щи­на воз­на­ме­ри­лась умо­лить, по край­ней ме­ре, од­но­го из них, чтобы при­нял от нее са­мый ма­лый дар; взяв три яй­ца, она при­шла тай­но к свя­то­му Да­ми­а­ну и за­кли­на­ла его Бо­гом, чтобы он взял от нее эти три яй­ца во имя Свя­той Тро­и­цы. Да­ми­ан, слы­ша имя Три­еди­но­го Бо­га, взял от жен­щи­ны этот ма­лый дар ра­ди той ве­ли­кой клят­вы, ко­то­рою она за­кля­ла его. Свя­тый Кос­ма, узнав по­том об этом, очень опе­ча­лил­ся и пред сво­ею кон­чи­ною сде­лал за­ве­ща­ние, чтобы не по­гре­ба­ли Да­ми­а­на воз­ле него, ибо он на­ру­шил за­по­ведь Гос­под­ню и при­нял от жен­щи­ны на­гра­ду за ис­це­ле­ние.

Свя­тый Кос­ма по­чил о Гос­по­де, а с те­че­ни­ем вре­ме­ни при­шел час кон­чи­ны и Да­ми­а­на, и он пре­ста­вил­ся от вре­мен­ной жиз­ни к веч­ной.

Лю­ди бы­ли в за­труд­не­нии – где по­гре­бать Да­ми­а­на, ибо зна­ли о за­ве­ща­нии свя­то­го Кос­мы и не сме­ли по­ло­жить воз­ле него бра­та его.

В то вре­мя, как они недо­уме­ва­ли, вне­зап­но при­шел вер­блюд, ко­то­рый был преж­де бес­но­ва­тым и по­лу­чил ис­це­ле­ние от свя­тых. Он про­го­во­рил че­ло­ве­че­ским го­ло­сом, чтобы не со­мне­ва­лись по­ло­жить Да­ми­а­на близ Кос­мы, так как он взял от жен­щи­ны три яй­ца не ра­ди на­гра­ды, но ра­ди име­ни Бо­жия.

Та­ким об­ра­зом, чест­ные мо­щи их бы­ли по­ло­же­ны вме­сте в так на­зы­ва­е­мом Фе­ре­мане[3].

Од­на­жды во вре­ме­на жат­вы один из жи­те­лей тех мест вы­шел жать на ни­ву свою. Из­не­мог­ши от сол­неч­но­го зноя и на­ме­ре­ва­ясь от­дох­нуть, он по­шел под дуб, лег и креп­ко уснул. Во вре­мя сна ему чрез от­кры­тый рот вполз­ла змея. Про­бу­див­шись, зем­ле­де­лец сра­зу не по­чув­ство­вал ни­ка­кой бо­ли, так что сно­ва при­нял­ся за ра­бо­ту на сво­ей ни­ве. С на­ступ­ле­ни­ем же ве­че­ра, ко­гда зем­ле­де­лец при­шел до­мой и по­сле ужи­на лег на по­стель, то по­чув­ство­вал страш­ную боль от то­го, что змея на­ча­ла тер­зать его внут­рен­но­сти. Боль­ной, не вы­но­ся стра­да­ний, стал кри­чать, чем про­бу­дил от сна всех до­маш­них. По­след­ние, по­дой­дя к боль­но­му и ви­дя его страш­ные му­че­ния, ни­чем, од­на­ко, не мог­ли по­мочь; они да­же не мог­ли по­нять, что это бы­ла за бо­лезнь. То­гда боль­ной, не по­лу­чив ни­ка­кой по­мо­щи от окру­жав­ших, при­бег к ско­рым по­мощ­ни­кам Кос­ме и Да­ми­а­ну и вос­клик­нул: «свя­тые вра­чи, Кос­ма и Да­ми­ан, по­мо­ги­те мне!» Свя­тые тот­час по­спе­ши­ли с сво­ею по­мо­щью: боль­ной креп­ко за­снул, и во вре­мя сна изо рта вы­полз­ла змея. Ви­дав­шие сие чу­до ужас­ну­лись и про­сла­ви­ли свя­тых угод­ни­ков. Ко­гда змея вы­полз­ла, муж тот тот­час про­бу­дил­ся и с по­мо­щью свя­тых бес­среб­ре­ни­ков вы­здо­ро­вел со­вер­шен­но.

Был в том ме­сте дру­гой муж, по име­ни Малх. Он жил близ хра­ма свя­тых вра­чей Кос­мы и Да­ми­а­на в Фе­ре­мане. На­ме­ре­ва­ясь от­пра­вить­ся в да­ле­кий путь, он по­вел свою же­ну к хра­му и ска­зал ей:

– Вот я ухо­жу в да­ле­кий путь, те­бя же вру­чаю под за­щи­ту Кос­мы и Да­ми­а­на: оста­вай­ся до­ма, по­ка не при­шлю те­бе услов­лен­ный знак о се­бе, ко­то­рый ты при­зна­ешь за мой. И ес­ли Бог вос­хо­щет, то при­шлю те­бе этот знак и возь­му те­бя к се­бе.

По­ру­чив та­ким об­ра­зом же­ну свою свя­тым, Малх от­пра­вил­ся в путь. По про­ше­ствии несколь­ких дней диа­вол при­нял об­раз неко­то­ро­го зна­ко­мо­го че­ло­ве­ка и, при­дя к жене Мал­ха, по­ка­зал ей тот знак, на ко­то­рый ука­зы­вал ей муж, го­во­ря: «при­шлю те­бе знак и возь­му те­бя к се­бе».

По­ка­зы­вая ей сей знак, диа­вол ве­лел ид­ти за ним к му­жу.

– Ме­ня, – ска­зал он, – при­слал твой муж за то­бою, чтобы при­ве­сти те­бя к нему.

Жен­щи­на ска­за­ла:

– Знак этот я знаю, но ид­ти не хо­чу, ибо я по­ру­че­на свя­тым бес­среб­ре­ни­кам Кос­ме и Да­ми­а­ну; и ес­ли хо­чешь, чтобы я по­шла с то­бой к му­жу, то пой­дем со мною ко хра­му свя­тых, возь­мись за край ал­та­ря и по­кля­нись мне, что не при­чи­нишь мне на пу­ти ни­ка­ко­го зла.

Диа­вол дал та­кое обе­ща­ние и, по­дой­дя с нею к хра­му, взял­ся за край ал­та­ря и клял­ся, го­во­ря:

– Кля­нусь си­ла­ми Кос­мы и Да­ми­а­на, – не при­чи­ню до­ро­гою те­бе зла, но при­ве­ду те­бя к му­жу тво­е­му.

Жен­щи­на, услы­шав клят­ву, по­ве­ри­ла лжи­во­му бе­су, быв­ше­му в об­ра­зе зна­ко­мо­го че­ло­ве­ка, и по­шла за ним в путь. Обо­льсти­тель же, взяв ее, за­вел в ме­сто пу­стое и непро­хо­ди­мое и хо­тел оскор­бить ее там и убить. Она, ви­дя се­бя в край­нем бед­ствии, воз­ве­ла очи к небу и возо­пи­ла из глу­би­ны серд­ца к Бо­гу, го­во­ря:

– Бо­же, по мо­лит­вам свя­тых тво­их, Кос­мы и Да­ми­а­на, по­мо­ги мне и по­спе­ши из­ба­вить ме­ня из рук се­го убий­цы!

И тот­час яви­лись ско­рые по­мощ­ни­ки, свя­тые бес­среб­ре­ни­ки Кос­ма и Да­ми­ан. Диа­вол, уви­дев их, оста­вил жен­щи­ну и бе­жал; под­няв­шись на вы­со­кий бе­рег, он низ­ри­нул­ся в про­пасть и ис­чез, а свя­тые, взяв жен­щи­ну, при­ве­ли в дом ее.

Жен­щи­на, кла­ня­ясь им, го­во­ри­ла:

– Бла­го­да­рю вас, гос­по­да мои, что из­ба­ви­ли ме­ня от горь­кой по­ги­бе­ли. Умо­ляю вас, – ска­жи­те мне, кто вы, чтобы мне знать, ко­му воз­да­вать бла­го­дар­ность до кон­ца жиз­ни мо­ей.

Они ска­за­ли:

– Мы – ра­бы Хри­сто­вы, Кос­ма и Да­ми­ан, ко­то­рым по­ру­чил те­бя твой муж пред от­прав­ле­ни­ем в путь, по­то­му мы и по­спе­ши­ли к те­бе на по­мощь и из­ба­ви­ли те­бя, по бла­го­да­ти Бо­жи­ей, от диа­во­ла.

Слы­ша это, жен­щи­на упа­ла на зем­лю от стра­ха и ра­до­сти, свя­тые же ста­ли неви­ди­мы. И вос­кли­ца­ла жен­щи­на, вос­хва­ляя и бла­го­да­ря Бо­га и свя­тых ра­бов Его, Кос­му и Да­ми­а­на. При­дя в храм, она при­па­да­ла со сле­за­ми к иконе свя­тых и рас­ска­за­ла всем о том, что бы­ло, – как Гос­подь явил к ней ми­лость по мо­лит­вам Сво­их угод­ни­ков. Мо­ли­лась же она та­ки­ми сло­ва­ми:

– Бо­же от­цов на­ших, Ав­ра­ама, Иса­а­ка, Иа­ко­ва и се­ме­ни их пра­вед­но­го! Ты уга­сил ог­нен­ную печь для трех от­ро­ков[4], Ты по­мог ра­бе Тво­ей Фек­ле на по­зо­ри­ще[5]; бла­го­да­рю Те­бя, что из­ба­вил и ме­ня, греш­ную, от диа­воль­ской се­ти чрез уго­див­ших Те­бе Кос­му и Да­ми­а­на. По­кло­ня­юсь Те­бе, тво­ря­ще­му див­ные и пре­слав­ные чу­де­са, и слав­лю Те­бя, От­ца, Сы­на и Свя­то­го Ду­ха, во ве­ки. Аминь.

 

 

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.