Святитель Иоанн Златоуст: “Прекрасен труд поста, потому что он облегчает душу нашу от тяжести грехов”

    28 ноября начинается Рождественский пост. Установлен он был во времена раннего христианства и уже начиная с IV века был принят к соблюдению. Однако окончательная продолжительность поста была установлена только в середине XII века, в 1166 году, когда по решению Константинопольского патриарха Луки Хрисоверга он повсеместно стал сорокадневным.

    Евангелие повествует, что перед выходом на проповедь в Галилее и Иудее, Христос удалился от людей и строго постился сорок дней и ночей (Мф 4:1–11; Лк 4:1–13; Мк 1:12, 13). Столько же прежде Него постились и Моисей, когда взошел на гору Синай, где Бог дал ему десять заповедей (Исх 24:18); и пророк Илия, сорок дней шедший без еды и питья к горе Хорив, где его ждала встреча с Богом (3 Цар 19:5–8).

   Римский епископ Лев 1 Великий (+461 год) называл Рождественский пост древним установлением и жертвой Богу за плоды, собранные в летнюю и осеннюю пору. А по словам преподобного Симеона Солунского, «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».

   Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола, то этот пост называют еще Филипповым.

   В ранней Церкви Филиппов пост предшествовал празднику Богоявления. Именно так — днем явления Бога в мир — называли в те времена христиане праздник Рождества. А тот праздник, который мы называем Богоявлением сегодня, — Крещение Господне, — присоединялся к «главному» Богоявлению, встраивался в единый праздничный цикл, длившийся несколько дней подряд.

   О том, что Рождество и Крещение Господне первоначально были одним праздником, нам напоминает и устройство богослужения (обе службы начинаются с великого повечерия), и особенная подготовка к обоим торжествам. В день накануне праздника — сочельник, или в Церкви совершается особенно торжественное богослужение. Если день будний, то читают царские часы — более продолжительные, чем обычно, с фрагментами из Ветхого Завета (паремиями), чтениями из Апостола и Евангелия. Царскими эти часы называются потому, что в древности на них присутствовали члены царской фамилии. А вечерня, которая, против обыкновения, служится утром, плавно переходит в Литургию Василия Великого.

   Начиная с 4 декабря — праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, на одной из частей вечернего богослужения, утрене, хор начинает петь рождественские катавасии — короткие стихословия, которые припеваются в конце каждой из восьми песней богослужебного канона. «Христос раждается — славите; Христос с небес — срящите; Христос на земли — возноситеся! Пойте Господеви, вся земля, и воспойте людие, яко прославися», — так звучит первая из цикла катавасий, и мы чувствуем: Рождество уже на пороге.

   Вдобавок на праздничных службах периода подготовки к Рождеству — например, 19 декабря, в день памяти святителя Николая Чудотворца, — на утрене поются особенные рождественские стихиры.

   Два последних воскресных дня, предшествующих Рождеству, называются Неделями святых праотцев и святых отцов. Святые праотцы — это ветхозаветные праведники: Ной, Авраам, Исаак, Иаков и другие, которые провели жизнь в послушании и доверии Богу и этим внесли свой человеческий вклад в подготовку пришествия Христова. А под святыми отцами Церковь подразумевает непосредственных сродников Христовых по плоти, начиная от Давида и заканчивая праведным Иосифом, названым отцом Господа Иисуса. В это воскресенье на литургии читается родословие Иисуса Христа из Евангелия от Матфея.

   Особенности богослужения Рождественского поста помогают приготовиться к празднику, благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.

    У поста есть несколько важных и взаимозависимых аспектов. Пост телесный заключается в отказе от скоромной пищи – мясной и молочной, ограничивается и количество пищи. Рождественский пост не так строг, как некоторые другие посты – рыба разрешается во все субботы и воскресенья, кроме последней недели перед Рождеством (30 и 31 декабря), и в церковные праздники.

   Другой аспект –  пост духовный – связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселений, просмотра телевизора.

   Пост телесный, без поста духовного, становится всего лишь диетой и ничего не приносит для спасения души, и может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства. Отсюда следует, что духовный пост более важен, а потому на него необходимо обратить особое внимание.

   Пост является средством смирить свою плоть и очиститься от грехов, потому что именно через них диавол получает власть над душой. Человек, который каждый пост по силам трудится и ведет духовную брань, постепенно освобождается от власти врага. Душа его мало-помалу просветляется и становится местом пребывания и храмом Святого Духа. В богоданном порядке наш дух должен устремлять нас к Богу, душа должна находить вдохновение в устремлении духа, а тело должно быть питаемо деланием воли Отца. Восстанавливается богоустановленный порядок воздержанием — начиная от вещей материальных до вещей духовных. Телесная дисциплина, становится основанием в построении храма души. Если мы не сможем усмирить свой желудок, как можем мы надеяться усмирить свой язык и мысли, как можем мы взяться за борьбу со страстями?

    Царь и Пророк Давид говорит: «Воздержи язык свой от зла» (Пс. 33:13), и «Восхвалю Господа на всякое время, всегда хвала Его во устах моих» (1, 2). Мы должны научиться сдерживать свой язык и уберегать мысли через общение с Богом. В Евангелии сказано: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4). Божия благодать, питающая душу приобретается чтением Евангелия, которое должно быть со вниманием и пониманием смысла прочитанного. Слагайте все слова Евангелия и храните их в сердце (ср. Лк. 2:19, 51), славя Бога за Его богатую милость. Подается укрепляющая благодать и в молитве. Каждому слову внимайте с усердием, чтобы слова молитвы не были чужими, но вашими собственными словами, исходящими из всего сердца вашего, всей души вашей и всего помышления вашего. Чистота христианской жизни взращивается и чтением творений святых отцов. Жития святых подают нам живой пример, что значит быть христианином, любить Бога и любить ближнего. Важнее всего причащение Святых Тела и Крови Христовых, которое должно совершать в осознании своего недостоинства, в смирении и покаянии.

   Будем же «трезвиться и бодрствовать», потому что диавол «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5:8). Потрудимся над тем, чтобы достойно пройти поприще поста, приобрести благодать и встретить таинственное обновление духовного единения с Богом в праздновании Рождества Христова.

   Высказывания святителя Иоанна Златоуста о посте

    …Научил нас Христос, постившийся сорок дней, чтобы внушить нам с готовностью прибегать к этому спасительному средству, которым возделывается душевная нива, посредством которого вырываются тернии, укрощаются страсти, разрушаются дела диавола.

    …Пост и тело сохраняет здоровым: не отягощаясь пищей, оно не принимает болезней, но, становясь легким, укрепляется для принятия даров.

    …Постящиеся знают, как пост укрощает пожелания, а те, кому случалось испытать это на деле, подтвердят, что он смягчает нрав, подавляет гнев, сдерживает порывы сердца, бодрит ум, приносит спокойствие душе, облегчает тело, устраняет невоздержание, предупреждает увлечение вином и головные боли; при нем <у человека> и вид хороший, и взор веселый.

    …Пост есть пища для души – как телесная пища утучняет тело, так и пост укрепляет душу, сообщает ей легкость, возвышает над удовольствиями и соблазнами настоящей жизни.

    …Прекрасен труд поста, потому что он облегчает душу нашу от тяжести грехов и легким делает бремя заповедей Христовых.

    …Как птица не может летать без помощи крыльев, так и пост не может течь без двух своих крыльев — молитвы и милостыни.

    …Как врач, излечив больного, запрещает ему делать то, от чего произошла болезнь, так и Христос после крещения установил пост.

    …Воздержание от пищи нужно для того, чтобы ослабить силу плоти и сделать покорным этого коня.

    …Если ты приступил к посту по желанию, то не будь мрачен, но радуйся: он очищает твою душу от яда…. Самое воздержание от пищи Он <Бог> заповедует для того, чтобы мы, обуздывая вожделения плоти, делали ее послушною в исполнении заповедей. А если мы решимся не принимать помощи от поста ради слабости телесной и будем предаваться большей беспечности, то сами, не ведая того, причиним себе величайший вред.

    …Ты постишься? Умилостивь того, кого ты обидел, никогда не завидуй брату, ни к кому не питай ненависти. Ты постишься? Не предавайся тщеславию.

    …Если ты постишься для Бога – избегай всякого дела, которое ненавидит Бог, и Он примет твое покаяние, как милостивый и человеколюбивый.

    …Прекрасен пост, потому что грехи наши он подавляет, как сорную траву, а правду, как цвет, поднимает и растит.

    …Пост обращает в бегство демонов, разрушает власть диавола, особенно если пост имеет союзницей своей и молитву…

    …Благодаря посту утихают страсти и мятежи удовольствий. Ум плывет как бы по спокойному морю и, благополучно преодолевая треволнения и бури злых дел, приводит корабль в пристань добродетели.

    …Когда постишься, то думай не об изнурении от поста, но о легкости, происходящей от этого изнурения.

    …Пост же состоит не только в воздержании от пищи, но и воздержание от сластолюбия есть вид поста. Это-то в особенности я заповедую: воздерживайтесь не от пищи, а от сластолюбия.

    …Честь поста составляет не воздержание от пищи, но удаление от грехов; кто ограничивает пост только воздержанием от пищи, тот более всего бесчестит его.…

    …Христос посредством поста желает возвратить тебе, уже возрожденному водою, и Духом, и Божественным огнем, прежнее достоинство.

    …Если слабо у тебя тело, чтобы поститься беспрестанно, то оно не слабо для молитвы и для пренебрежения удовольствиями чрева.

    …Хлеба не есть, а гневом опьяняться? Какая польза изнемогать от поста и злословить ближнего? Какая польза воздерживаться от пищи и похищать чужое? Какая надобность изнурять свое тело и не накормить голодного?

    …Тем и хорош пост, что он устраняет заботы души, прекращает угнетающую ум дремоту, обращает все помыслы к самой душе.

    …Я назвал бы в тысячу раз блаженнейшим ядущего, чем постящегося и творящего неправду. Говорю это не для того, чтобы уничтожить пост, а чтобы призвать к благочестию. Не еда зло, а грех — зло…

    …Пост изнуряет тело жаждою, но зато душа радуется в чаянии благ.

    …Пост много придает крепости; он научает великому любомудрию, человека делает ангелом и укрепляет противу сил бестелесных.

    …Господь как чадолюбивый Отец, желая очистить нас от грехов, даровал нам врачевство в святом посте.

    …С постом всегда должна быть соединена молитва. И что это правда, послушай, как говорит Христос: сей же род не исходит, токмо молитвою и постом (Мф. 17, 21). И об апостолах также сказано: помолившися и постившеся, предаша их Господеви, в Негоже увероваша (ср.: Деян. 14, 23). И еще говорит Апостол: не лишайте себе друг друга, точию по согласию до времена, да пребываете в посте и молитве (1 Кор. 7, 5). Видишь, как пост нуждается в содействии молитвы?

    …Пост есть лекарство; но лекарство, хотя бы тысячу раз было полезно, часто бывает бесполезным для того, кто не знает, как им пользоваться.

    …Молитвы совершаются со вниманием особенно во время поста, потому что тогда душа бывает легче, ничем не отягощается и не подавляется гибельным бременем удовольствий.

    …Каждый пусть подумает сам с собою, какой недостаток исправил, какое доброе качество приобрел, какой грех откинул, какое пятно смыл, в чем сделался лучше. И если он найдет, что от поста у него оказалась прибыль в этой прекрасной купле, и убедится, что много позаботился о своих ранах, то пусть приступает <к причащению>. Но если он был беспечен и может похвалиться только постом, а ни одного из добрых дел не сделал, то пусть остается вне и войдет тогда, когда очистится от всех грехов.

Комментарии закрыты.