Димитриевская родительская суббота – 28 октября 2023 года

    В Димитриевскую родительскую субботу, которая в этом году приходится на 28 октября, Православная Церковь с благоговением и любовью молитвенно вспоминает всех умерших «от века» собратьев по вере. Первые, о ком мы вспоминаем, молясь об умерших, – наши покойные родители, благочестивые предки. Поэтому и суббота, посвященная молитвенной памяти почивших, называется “родительской”. Таких родительских суббот в течение календарного года – шесть.

    Димитриевской эта родительская суббота названа по имени воспоминаемого 8 ноября святого великомученика Димитрия Солунского. Установление поминовения в эту субботу принадлежит святому благоверному великому князю Димитрию Донскому.

    Молодой великий князь Димитрий стремился спасти Русь от татарского ига. Используя момент, когда Золотая Орда погрязла в междоусобицах, московский князь Димитрий Иванович отказался платить дань. Разгневанный Мамай стал собирать войска для похода на Москву. Узнав о готовящемся нападении Орды, великий князь разослал гонцов для сбора русских войск. По его призыву стали собираться воинские отряды, ополчения крестьян и горожан. Вся Русь поднялась на борьбу с врагом.

    Накануне похода Димитрий Иванович посетил Сергия Радонежского в Троицком монастыре. После беседы князь и игумен вышли к народу. Осенив князя крестным знамением, преподобный Сергий воскликнул: «Пойди, господине, на поганых половцев, призывая Бога, и Господь Бог будет ти помощник и заступник». Благословляя князя, Сергий отпустил в поход двух своих иноков, Пересвета и Ослябю. Воины, увидев на конях монахов с оружием, поняли, что это – святая битва, это – благословение Сергия Радонежского.

    Собравшаяся многочисленная русская рать выступила в поход и подошла к Дону. 8 сентября 1380 года состоялось главное сражение в биографии Димитрия Ивановича – Куликовская битва. Объединенное русское войско разгромило войско Мамая. Димитрий сражался лично в одежде простого воина и был ранен. Победа русских воинов имела огромное историческое значение и стала началом объединения русских земель вокруг Московского княжества. Именно за эту победоносную битву великого Московского князя прозвали Донским.

    В противостоянии татарским ордам русская рать понесла большие потери. В бою пали и оба инока, они были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре. Там же у алтаря в двух могилах были погребены 32 князя и воеводы – сподвижники святого благоверного князя Димитрия Донского.

    Великий князь Димитрий Иванович по возвращении с поля брани вновь посетил Троицкую обитель, в которой совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой. В семьи павших воинов пришла вместе с радостью победы и горечь утрат, и этот частный родительский день стал на Руси по сути вселенским днем поминовения. Со временем сложилась традиция совершать такое поминовение ежегодно. С тех пор в субботу перед 26 октября / 8 ноября – днем памяти святого Димитрия Солунского (день тезоименитства самого Димитрия Донского) – на Руси повсеместно совершали заупокойные богослужения. Впоследствии в этот день стали совершать поминовение не только воинов, за веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но и всех усопших православных христиан. Теперь в этот день мы прибавляем к памяти о воинах, павших на Куликовском поле брани, память всех воинов, которые погибли сражаясь за наше Отечество. Мы вспоминаем и благочестивых сродников по плоти, которые трудами, заботами, любовью своею строили наше Отечество, давали жизнь и воспитывали нас во благочестии, в примерах нравственности и трудолюбия, как всегда было на Святой Руси.

    Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида, или парастас. Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Утром в саму поминальную субботу совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду.

    В дни поминовения усопших православные христиане передают в храм записки с именами своих почивших родственников. При этом нужно помнить, что в эти записки можно заносить имена только тех умерших, которые при жизни были крещены и являлись членами Церкви. О некрещеных же можно молиться в частной домашней молитве.

    В эти дни свечи положено ставить не к иконам, а к Распятию, на специальный столик, называемый “канун”. Свеча есть наша жертва Богу и вместе символ нашей молитвы. Поэтому, когда христиане ставят свечи, они обязательно в этот момент просят Бога об упокоении их близких, называя имена усопших родственников.

    Есть еще один добрый обычай в Церкви. В дни поминовения верующие приносят в храм угощение для неимущих. Это угощение освящается во время богослужения и потом раздается всем, кто пожелает. Другой обычай, подобный этому, подавать милостыню неимущим с просьбой помолиться об усопших.

    Молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.

Комментарии закрыты.