Неделя Всех Святых в земле Российской просиявших

Неделя Всех Святых, в Земле Российской просиявших, празднуется во 2-ое воскресение после Пятидесятницы.

Праздник, посвящённый празднованию памяти Всех русских Святых, постепенно и долго искал своё место в Православной Церкви.

Первыми святыми, канонизированными Русской Церковью, были сыновья князя Владимира – страстотерпцы Борис и Глеб, претерпевшие мученическую кончину от своего брата Святополка в 1015 г.

Задолго до церковного прославления Святых Бориса и Глеба, на Руси народ особо чтил память святых первомученников Российских: Святую Равноапостольную Великую Княгиню Ольгу, немного позднее, святого крестителя Руси – Великого князя Владимира.

Первый в 1439 г. установил празднование Новгородским святителям – святитель Евфимия. Его же приемник святитель Иона прославлял уже «московских, киевских и восточных подвижников».

При святителе Ионе впервые на новгородской земле начал строится храм в честь преподобного Сергия, игумена Радонежского

Следует вспомнить святителя Геннадия, благодаря которому была собрана воедино первая славянская рукописная Библия, который был почитателем русских святых, например, святителя Алексия и по его благословению были написаны жития преподобного Савватия Соловецкого и блаженного Михаила Клопского.

Впрочем, первое официальное церковное установление дня памяти Всех русских святых связано с именем другого новгородского святителя – Макария, в 1542–1563 гг. возглавлявшего Русскую Православную Церковь.

Более 12 лет, с 1529 по 1541 гг., святитель Макарий и его помощники работали над составлением двенадцатитомного сборника, вошедшего в историю под названием Великие Макарьевские Четьи Минеи

Так, празднование памяти русских Святых утверждается в 16 веке. Первая служба в честь «российских чудотворцев» была составлена Григорием, иноком суздальского Спасо-Евфимиева монастыря.

Известно два издания, составленные автором: «Служба Всем русским святым» и «Похвальное слово»

День праздника сначала был установлен 17 июля, как ближайший день к памяти святого равноапостольного князя Владимира (15 июля). Однако позднее дата празднования памяти Всех русских святых несколько раз менялась.

В последствии, после 17 века это празднование сохраняется только у старообрядцев

В 1917-1918 годы, когда русский православный народ переживал скорбное и жестокое время, на Поместном Соборе Русской Церкви праздник Всех Святых, в Земле Российской просиявших, был восстановлен.

Инициаторами восстановления праздника стали профессор Петроградского университета, академик Борис Александрович Тураев, сотрудник Богослужебного отдела Священного Поместного Собора и иеромонах Владимирского Рождественского монастыря Афанасий (Сахаров)

Вскоре, на Священном Соборе в 1918 году, было принято восстановить праздник Всех Святых русских, и определен день памяти, в первое воскресенье Петровского поста.

Лишь в 1995 г. была напечатана отдельной книгой «Служба Всем святым, в земле Российской просиявшим»

Комментарии закрыты.