Митрополит Климент: О задачах художественной словесности

Выступление митрополита Калужского и БоровскогоКлимента на дистанционной конференции«Патриаршая литературная премия и писательскоесообщество России».

Сердечно приветствую участников конференции.

Этот год необычен в духовной и культурной жизнинашего общества. Сейчас имеются ограничения напроведение массовых мероприятий из-закоронавирусной эпидемии, и в этом году мывынуждены были перенести вручение Патриаршейлитературной премии имени святыхравноапостольных Кирилла и Мефодия. Ежегодноевручение этой премии стало одним из важныхцерковно-общественных мероприятий. Поблагословению Святейшего Патриарха Кирилла всемероприятия по премии пройдут на следующий год.

Сейчас, говоря о значении этой премии, я хотел быподелиться мыслями об одном произведении лауреатапрошлого сезона Михаила Тарковского. Сам я себя неотношу к писателям или специалистам в областирусской литературы, но я ее люблю с детства, читаю,и это мне приносит большую пользу.

Всегда ли один писатель может в полной мереоценить написанное другим (или другими)? Всегда лиможет прочувствовать созданное другими поэтами,прозаиками, драматургами, будь то современники илиавторы прошлых веков? Не каждому дан такой талант.

Тем ценнее строки тех писателей, которые пишут освоих собратьях по перу очень точно, прочитав ихпроизведения не только глазами, но и умом и сердцем.Я хотел бы остановиться на очерке МихаилаТарковского о Викторе Петровиче Астафьеве иВалентине Григорьевиче Распутине. Он называется«Речные писатели».

Михаил Тарковский верно оценивает роль этихавторов в нашей культуре, утверждая, что «вдвадцатом веке именно эти писатели взяли на себяношу великой русской литературы и, поразив своимикнигами самых щепетильных читателей, сталинастоящими классиками». И далее продолжает:«Литература наша, всегда жившая живым,настоящим, исконным, отторгая город с егоэлитарностью и западными веяниями, обманулацивилизацию и проложила себе основное русло черезСибирь, край, где русское еще сохранилосьнетронутыми очагами».

Читатели помнят, сколькими точными, глубокиминаблюдениями, связанными с произведениями, иотношением к жизни В.П. Астафьева и В.Г.Распутина, делится Михаил Тарковский в этомочерке. Приведу отдельные примеры: «…чтобы доконца понять двух русских писателей Астафьева иРаспутина, надо хорошенько представить, что такоедля Сибири реки Енисей и Ангара. Итак, главныйфарватер русской литературы прошел именно по этимвеликим водным жилам, за каждую из которых будтоотвечал свой писатель за Ангару Распутин, заЕнисей Астафьев».

Будучи сам писателем, Михаил Тарковский сумел по-настоящему прочувствовать и понять «великую больАстафьева и Распутина за тот Божий мир, которыйдаден человеку на уход и преображение, а в ответполучающий от него одно нерадение». Афористичноточно пишет Михаил Тарковский: «Веками великихтрудов и лишений наживался уклад и требовал одного служения исконному и вечному».

Но не только об этих талантливейших писателях онговорит в своем очерке. Некоторые мысли, выводыможно отнести ко всей нашей художественнойсловесности. Например: «Чувство земли родной этоединственное, что может двигать настоящим русскимписателем. Через окружающий Божий мир познаетсяэта земля, через природу и почему-то обязательночерез мир растений».

Михаил Тарковский готов затрагивать самые острыевопросы литературы и шире искусства,размышлять над их задачами и смыслом. Готов онвместе с читателями, опираясь на наше богатоелитературное наследие, пришедшее к нам из разныхвеков, из недр нашей истинной культуры, искатьответы на вопросы, которые можно отнести к вечным.

В чем видится задача искусства? Наверное, в праве ичитателя, и писателя мыслить и ожидать влиянияискусства «на существующую действительность». Икак говорит писатель: «и если не остановитьпроисходящее, то хотя бы предупредить, предостеречьлюдей от грядущих ошибок».

Но как часто в действительности оказывается все нетак, и приходится признать, что и самые лучшиепроизведения искусства не смогли повлиять на умы,сердца, души. Михаил Тарковский, будучи зрелымчеловеком и писателем, видит это и пишет: «Сгоречью хочется подвести черту и сказать: ничему неучится человек, никакая самая гениальная литературане может остановить разрушительную энергиючеловека, и встает перед писателем вопрос: а зачемтогда нужна литература, если она ничего не в силахизменить?»

Наверное, такой вопрос ставил перед собой почтикаждый автор. Вопрос этот был актуален в разныеэпохи. И от ответа, который писатель даст сам себе,зависит то, что он предложит читателю, куда его засобой поведет, к каким размышлениям подтолкнет.

Михаил Тарковский дает такой ответ: «И одолеть этосомнение и отчаяние можно только через глубочайшеесмиренье перед своей долей-задачей русскогохудожника, который во все лихолетья чувствовалответственность и обязанность быть летописцем,плакальщиком и защитником родной земли и всегдаучился силе у простых людей». Благодарю завнимание.

14 мая 2020 года

***

Этим материалом завершается публикациявыступлений участников дистанционнойконференции.

Комментарии закрыты.