Святитель Иоанн Златоуст и Божественная литургия

    26 ноября 2023 года празднуется память святителя Иоанна Златоуста, чье имя тесно связано с Божественной Литургией, этим величайшим Таинством, заповеданным нам Самим Господом, продолжающимся с первых времен существования христианства.

    Святитель Иоанн родился в середине IV века в Антиохии в центре Сирии. Отец Иоанна умер вскоре после его рождения, воспитала его мать – примерная христианка. Наряду с нравственным воспитанием Иоанн получил прекрасное светское образование. После смерти матери будущий святитель раздал все свое имение и удалился на подвиги в пустыню, и долгое время там жил, избегая всячески человеческой славы и почета. За время отшельничества им было написано множество творений, он был и апологетом, и толкователем Священного Писания, писал поучения на разные темы. Телесное нездравие, вызванное непомерным аскетизмом, заставило его вернуться в Антиохию. Здесь же он стал священником. В конце столетия, в 398 году, Иоанн был избран епископом Константинопольской кафедры. Всю жизнь свою без остатка, все великие дары и таланты, которые он получил от Творца, святитель отдал на служение своему Божественному Учителю, Господу нашему Иисусу Христу, на созидание, на построение Его Церкви, на защиту от ересей, расколов и лжеучений, с любовью и кротостью наставлял людей Божиих. Святитель Иоанн вел строжайший образ жизни, был суровым в аскетическом подвиге воздержания и молитвы, замкнутым — не любил увеселений и праздных компаний, применял к себе «высокую меру» христианской жизни и никогда не требовал от других того, чего не исполнял сам.

    Приняв церковное управление, святитель Иоанн стал ревностно пасти словесное стадо Христово, искореняя в людях всякого звания худые обычаи, истребляя нечистоту, зависть, неправду и всякое небогоугодное дело. Вместе с этим он насаждал чистоту нравов, любовь, справедливость, милосердие, вкоренял в сердца добродетели и наставлял всех в благочестии. В особенности Иоанн имел попечение о немощных и убогих, питая алчущих, одевая нагих, промышляя о сиротах и вдовах. За то, что Иоанн без колебания обличал всякие несправедливости, против него стали враждовать многие мирские властители и старались всячески очернить его. Царь поверил наветам и велел, чтобы Иоанн отправился в изгнание. Когда святого везли в заточение, по дороге он претерпел от воинов множество мучений. К Иоанну и в изгнании стекалось отовсюду немало людей, желавших видеть его и послушать его наставления. Враги решили удалить его еще дальше – на берег Понтийского моря в местечко Пифиунт. Во время этого пути он и скончался. В день Воздвижения Честного Креста Господня святителю позволили совершить литургию в церкви святого Василиска. Иоанн Златоуст причастился Пречистых и Животворящих Таин Тела и Крови Христовой и, благословив всех присутствовавших, со словами «Слава Богу за все» предал дух свой в руки Божии.

    Самый главный труд Иоанна Златоуста – то, с чем все мы имеем непосредственное общение и что всем нам служит во спасение, ‒ это Божественная литургия.

    Первые записанные тексты евхаристических молитв начали появляться в III веке, а последовательная фиксация чинов литургий имела место уже в IV веке. Главная, центральная часть евхаристического чинопоследования отредактирована святителем Иоанном. Он ее обновил, поправил, зная уже на своем личном опыте, что нужно для Церкви и для слабого, но ищущего спасения человека. С тех пор эта литургия неотложно служится практически на всех языках мира, на которых проповедано Православие. Именно литургия Иоанна Златоуста чаще всего в течение года собирает верующих вместе у Чаши с Телом и Кровью Христовой. Сегодня в храмах возносятся те же молитвы, которые возносились самим святителем Иоанном шестнадцать веков назад. Он всегда подчеркивал, что это великое Таинство, которое дает возможность христианам участвовать в искупительном деле Иисуса Христа. Причащаясь, мы не только вспоминаем страдания Господа, но и участвуем в них. Мы видим Его в яслях, находимся с ним на Тайной вечере, мы восходим на Крест, прикасаемся к Воскресению, мы служим вместе с ангелами небесную службу. В Евхаристической молитве святитель Иоанн концентрирует наше внимание на благодарении Богу. Много внимания в своих творениях святитель уделил свойству благодарности, этим качеством он обладал в высшей мере, ведь его последними словами были: «Слава Богу за все».

    В своих проповедях Иоанн Златоуст особо говорил о Причастии. Он не осуждал ни тех, кто причащается редко – раз в году, например, ни тех, кто причащается часто – на каждой литургии. Осуждает он только приступающих к Причащению, имея нераскаянные тяжкие грехи, а также тех, кто думает, будто он может сам решить, когда он будет «готов» принять этот великий Дар, а потому откладывает Причащение из-за «неготовности». По учению святителя Иоанна, вполне «готовым» быть невозможно. Если человек осознает свое недостоинство, но с верой приступает к Чаше, то это и будет правильное отношение к Причащению вне зависимости от того, насколько часто это происходит. Причащение Тела и Крови Христовых становится своеобразной проверкой нашего христианства, это всегда подвиг предстояния перед Христом.

    В Литургии мы «слышим биение сердца Церкви». Как человек не может жить без сердца, так и Церковь невозможно представить без Литургии, потому что ее нет без Христа. Златоуст говорил, что человек, причащаясь, соединяясь со Христом в Причастии, является телом, и это тело обретает Главу. То есть человек, который не причащается Тела и Крови Христовой, не может быть полноценным человеком и христианином, он ‒ как тело без головы. Все мы – тело Христово, а Глава нам – Христос. Это так просто и одновременно – непостижимо, и для этого требуется смирение, любовь, и кротость, и послушание Церкви Христовой, подобное тому, которое всю жизнь являл Божественный учитель, проповедовавший истину и спасение.

    Лучшим почитанием памяти святителя Иоанна Златоуста будет наше участие в Литургии, причащение Святых Тела и Крови Христовых.

Комментарии закрыты.