Божественная литургия в день поклонения честны́м веригам

29 января 2018 года, в день поклонения честным веригам апостола Петра, Преосвященнейший Игнатий, епископ Армавирский и Лабинский совершил Божественную литургию в главном храме Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря. Его Преосвященству сослужила братия монастыря. Се­го­дня, 29 ян­ва­ря (16 по ста­ро­му сти­лю), цер­ков­ный ка­лен­дарь пре­под­но­сит нам празд­ник с ин­те­рес­ным на­зва­ни­ем: «По­кло­не­ние честным ве­ри­гам свя­то­го и все­х­валь­но­го апо­сто­ла Пет­ра». (В дан­ном слу­чае вери­ги – это око­вы или це­пи.) В ос­но­ве празд­ни­ка – од­но из со­бы­тий апо­столь­ско­го вре­ме­ни, опи­сан­ное еван­ге­ли­стом Лу­кой в его же кни­ге Де­я­ний Апо­столь­ских. Из­вест­но, что про­по­ведь о Хри­сте Вос­крес­шем вос­при­ни­ма­лась па­ле­стин­ски­ми вла­стя­ми как ко­щун­ствен­ный «со­блазн» (греч. сканда­лон!), как дерз­кое дис­си­дент­ство, ко­то­ро­му не бы­ло ме­сто в сло­жив­шей­ся ре­ли­ги­оз­но-по­ли­ти­че­ской си­сте­ме. Его сле­до­ва­ло ло­ка­ли­зо­вать в Иеру­са­ли­ме и по­да­вить лю­бы­ми сред­ства­ми. По­это­му став­лен­ник Ри­ма царь Ирод Агрип­па каз­нил апо­сто­ла Иа­ко­ва (бра­та Иоан­на Бо­го­сло­ва), а апо­сто­ла Пет­ра «по­са­дил в тюрь­му, на­ме­ре­ва­ясь по­сле Пас­хи вы­ве­сти его к на­ро­ду» (это про­изо­шло око­ло 44 г. н. э.). В ночь пе­ред су­дом, ис­ход ко­то­ро­го был яв­но пред­ре­шен, «Петр спал меж­ду дву­мя во­и­на­ми, свя­зан­ный дву­мя це­пя­ми, и стра­жи у две­ри сте­рег­ли тюрь­му. И вот пред­стал ан­гел Гос­по­день, и свет вос­си­ял в тем­ни­це. Толк­нув Пет­ра в бок, он раз­бу­дил его, го­во­ря: „Встань ско­рее“. И це­пи спа­ли с его рук» (Деян.12:4-7). Петр одел­ся, и они чу­дес­ным об­ра­зом ми­но­ва­ли два ка­ра­у­ла и через же­лез­ные во­ро­та вы­шли на пу­стын­ную ули­цу. Ан­гел ис­чез, и лишь то­гда Петр осо­знал, что это не сон. Он на­шел убе­жи­ще в до­ме Иоан­на-Мар­ка, а за­тем был тай­но пе­ре­прав­лен на Сре­ди­зем­но­мор­ское по­бе­ре­жье. Базилика Сан-Пьетро-ин-Винколи По пре­да­нию, хри­сти­ане смог­ли по­лу­чить эти це­пи (вери­ги) и хра­ни­ли их как дра­го­цен­ную ре­лик­вию. Одер­жи­мые раз­ны­ми бо­лез­ня­ми, при­хо­дя к ним с ве­рою, по­лу­ча­ли ис­це­ле­ния. В V ве­ке они бы­ли пе­ре­не­се­ны в Рим, где ап. Петр му­че­ни­че­ски окон­чил свои дни, и по­ло­же­ны в церк­ви его име­ни на Эскви­лий­ском хол­ме (ба­зи­ли­ка Сан-Пьет­ро-ин-Вин­ко­ли – San Pietro in Vincoli, что зна­чит «Свя­той Пётр в ве­ри­гах»). Ка­кая-то часть ве­риг ока­за­лась в Кон­стан­ти­но­по­ле, и хра­ни­лась в церк­ви ап. Пет­ра близ со­бо­ра Свя­той Со­фии. Па­лом­ник Ан­то­ний Нов­го­род­ский в 1200 го­ду пи­сал, что здесь «ви­се­ло Пет­ро­вых ве­риг же­ле­зо, вко­ва­но в зо­ло­тую ико­ну. На празд­ник же Пет­ро­вых ве­риг (их) це­лу­ет пат­ри­арх и все лю­ди». По­сле за­хва­та Ца­рь­гра­да тур­ка­ми в 1453 го­ду след кон­стан­ти­но­поль­ских ве­риг те­ря­ет­ся, и рим­ские вери­ги ста­но­вят­ся об­щей для всех хри­сти­ан свя­ты­ней.

Комментарии закрыты.