Слово в Неделю 9-ю по Пятидесятнице, в день памяти апостола Матфия
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Поздравляем вас, братья и сестры, с воскресным днем, в который мы прославляем Преобразившегося на горе Христа, и прославляем апостола от двенадцати Матфия. В земной своей жизни он ходил рядом со Христом, слышал Его, видел творимые Им чудеса и был в лике семидесяти апостолов. Но случилось то, что должно было случиться. Когда один из двенадцати учеников – Иуда, приближенный ко Христу, отпал, апостол Матфий по жребию занял его место. По преданию мы знаем, что это случилось из-за того, что Иуда слишком увлекся земным преуспеянием. Он носил с собой деньги, которые Христу жертвовали различные люди – на эти средства питались апостолы. И вот он, копя эти богатства, уклонился от самого главного – от богообщения и надежды на него, потерял главную добродетель – упование на Бога…
Все мы с вами в разное время пришли по голосу Христа в Его Церковь. Кто-то – с детства, кто-то – в среднем возрасте, кто-то – уже на закате своих дней. Приходят люди в Церковь не только в качестве прихожан. Кого-то Господь зовет и на высшее служение, священническое, кого-то – и на монашеское. И вот часто можно слышать, как человек, некоторое время побыв в Церкви, побыв в священниках, побыв в монастыре, теряет к этому интерес. Сейчас есть такое модное слово: «выгорание». Горел-горел и выгорел. «Недозаправился». Не хватило горючего – не доехал туда, куда направлялся. Находят разные объяснения, причины того, почему это «выгорание» происходит. А основная причина связана с одним явлением, которое можно наблюдать еще у апостола Петра в Евангелии.
Видя Христа, идущего по воде, Петр загорелся верой. Он точно знал: если есть вера, и Христос его зовет, то можно пойти даже по воде! Что он и сделал. Этого и ожидает от нас Христос – чтобы мы имели только веру, о которой Он Сам говорил: «Можете творить не только то, что Я творю, но и больше». И вот когда Петр вышел из лодки, какое-то расстояние он по воде действительно прошел. Но в этот момент он вернулся к человеческому рассуждению – волны большие, ветер дует, вода не имеет крепости – и сразу начал тонуть! Господь его укоряет: «Маловер, зачем ты усомнился?!» «Господи, помоги, погибаю!» – кричит Петр. Господь подает ему руку и вытаскивает из бушующих вод…
Вот и с нами бывает так же. Прихожанин ли храма это или священник, или монах – от того и происходит «выгорание», что мы не умеем стоять крепко, не умеем терпеть. Начиная свой путь в добродетели, в духовной жизни, мы довольно быстро теряем терпение и начинаем рассуждать по-человечески, применять средства человеческие. Как можно было услышать в тех песнях, что пели атеисты: «Никто не даст нам избавления – ни Бог, ни царь и ни герой. Добьемся мы освобождения своею собственной рукой». Отвергли все Божественное, применяли средства человеческие, и вот результат: разорванная связь поколений, разорвана святая вера, на которой веками держались. Исчезла святая и чистая простота этой веры. Нынче бесконечно требуют доказательств, как будто в этих доказательствах есть какой-то недостаток, требуют каких-то чудес.
Вспоминается один случай. Люди науки советского воспитания – один московский профессор (сейчас уже академик), а другой – петербургский. Они дружили, но один был крещеный, а второй – нет. Долгое время вели они разговоры на эту тему. И вот как-то, будучи в Петербурге, московский ученый спрашивает своего друга: «Ну что ж ты не крестишься?» Второй отвечает: «Приедем к тебе в Москву – вернемся к этому вопросу». Проходит несколько лет, они встречаются на очередном симпозиуме, и вновь звучит тот же вопрос. И тогда петербуржец говорит: «Ладно, я решил! Сегодня ночью, если Бог мне покажет какое-то чудо, я крещусь». Проходит ночь, утром они встречаются. «Ну что ты – креститься собираешься или нет?» И петербуржец рассказывает: «Всю ночь я не спал. Крутился-вертелся, ждал какого-то чуда. Утром встаю – никакого чуда нет. Расстроился очень. Наверное, никогда в жизни так еще не расстраивался. Хотел ведь креститься, хотел в Бога поверить, а Господь не дал мне чуда – как же так?.. И вот встал с такими мыслями, умылся, побрился, пришел на кухню». А тогда еще – все, наверное, помнят – были радиоприемники в каждом доме, в каждой квартире, и по ним вещало радио России. И вот по утрам в определенное время шли «Евангельские чтения». Так вот этот профессор говорит: «Включаю радиоприемник, а оттуда из динамика голос: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения, и знамение не дастся ему!» И тут я все понял… Я крещусь! Понял я, что не недостаток в чудесах, а отсутствие веры, отсутствие простоты веры является той причиной, почему я не мог поверить в Бога…»
Каждый из нас помнит это тепло, – когда ты пришел к вере в Бога. Каждый из нас ощущает это, когда приходит к вере, и в этот момент понимает, что Божья благодать призывает нас и учит, что надо вернуться в лоно Отца. Надо покреститься, сбросить бремя греха. Но, получив даром частичку этой благодати, мы, к сожалению, совсем ненадолго можем ее удержать. Как часто бывает у пришедших вновь в монастыри – они так себя чувствуют, будто по воздуху летают. Особенно после пострига. Парят! Ангелы! Господь дает нам авансом почувствовать ту благодать, то состояние, которое будет у каждого в будущей жизни, в Царстве Небесном. Но Он дает нам это для того, чтобы потом, когда будут испытания, мы, помня эту благодать, терпели. Терпели в любом состоянии: страдая от наших грехов, от скорбей, от каких-то обстоятельств. Какое-то доброе дело мы начали. Храм ли строим, другое ли какое-то дело, ради Христа взятое – все препятствия, которые будут появляться, нужно преодолевать силой Божией, верой в Него. Не человеческими догадками, а твердой верой, что Сам Господь управляет все, как надо.
Один протоиерей в советское время, в 90-х годах – еще до открытия церквей – рассказывал, как восстанавливал разрушенный храм. Пришел к директору местного завода, просит его помощи. А тот – видимо, партийный воспитанник – сколько ни проси, во всем отказывает. Тогда уже помолился тот священник и говорит: «Не хотите помочь храму безвозмездно, тогда помогите по бартеру». Директор удивился и спрашивает: «Что же у вас есть-то в церкви, какой бартер может быть?» А священник отвечает: «Что у нас есть… Десять бабушек. Они к вам придут, будут вам мыть окна, полы, а вы нам дадите то, что мы просим». И тогда у него сердце дрогнуло, у этого воспитанника советского периода. «Ну что вы, батюшка… Давайте уже сюда ваше прошение, посмотрю, что вам надо…» И все, что просили, дал. Вот так Господь, бывает, по вере открывает простоту, которая открывает дорогу в сердце человеческое, даже самое, казалось бы, окаменевшее…
Братья и сестры, когда нам с вами тяжело сохранять крепость веры, есть одно простое средство укрепить ее. Если ты начинаешь чувствовать, что у тебя теряется вера, начинай читать. Читай Священное Писание. Читай жития святых: как они терпели и боролись. Это тот подогрев, тот пример, то средство, которое не дает человеку выгорать. Если мы не используем это средство, удержаться в вере сложно. Аргументы мира бывают такие, что мы в них «утопаем». Особенно сейчас, в современности, в информационном поле, где мы столько всего слышим и воспринимаем, а потом удивляемся, что у нас веры мало, что дети наши ходят мимо храма.
Будем помнить об этом евангельском эпизоде, будем читать жития святых, вдохновляться их примером, и не будет нам грозить никакое «выгорание». Нам обязательно хватит того запала, который был вначале нашего духовного пути, чтобы дойти до самого Царствия Небесного. Аминь.
Комментарии закрыты.