Слово в Неделю 4-ю по Пятидесятнице, обретение честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского

    Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

    Поздравляю вас, братья и сестры, с воскресным днем, в который мы прославляем не только Воскресение Христово, но и великого игумена Сергия, которого называли всероссийским игуменом и в то время, когда он жил, и в последующие времена.

    Изучая историю, мы видим, что в разные времена жили прославленные люди, которые созидали государство посредством огня и меча, и которые прославились не столько своими добродетелями, сколько своими бесчеловечными поступками, принесшими много горя. Например, один из идеологов фашизма говорил, что нация не может совершенствоваться, если она не воюет, что государство не развивается, если оно никакое другое государство не поглощает. По его мнению, цивилизация  развивается тогда, когда люди убивают друг друга. Похожим образом мыслили и в древности, когда речь заходила о науке, цивилизации и просвещении.

    Можно найти много примеров, когда люди, могущие в научном направлении что-то создать, не делали этого по той простой причине, что знали: сначала нужно научиться быть человеком, сначала нужно полюбить Бога и ближнего, а потом уже можно получать какие-то знания. Поэтому изначально они получали образование, связанное с духовным устроением человека. Особенно на Руси в древности образование начиналось с изучения священных книг. Учились наши предки, будучи детьми, не по западным учебникам, не по западной истории, не по научному коммунизму, нет, они читали часослов, псалтирь, минею. Содержимое вот каких книг они в детстве хорошо знали, а не сказку про бабу Ягу, которую неизвестно кто придумал. Кстати, в народных сказках, которые все мы слышали в детстве, есть даже такая присказка, что сказка – ложь, да в ней намек. Но любая ложь, как говорил преподобный Паисий, остается ложью, как бы красиво и сладко она ни выглядела. Как бы ни казалось, что она ведет к какому-то вразумлению, на ложной закваске – гнилой закваске – хорошему научить невозможно. Зная это, наши предки учили своих детей не по сказкам, считая, что это вредно. Если мыслить в таком направлении, то сомнительна и польза обучения, например, музыке, которое строится на изучении музыкальных произведений, созданных людьми неверующими или искаженно верующими во Христа. Как правило, это чаще всего западные композиторы-классики, о которых, если посмотреть их биографию, известно, что по каким-либо причинам они духовно сами уже заблудились, ушли от Бога, и вот эту пустоту пытались восполнить музыкой.  Кто-то – музыкой, а кто-то – техническими достижениями какими-то.

    Есть такая история из жизни преподобного Силуана Афонского. Когда он жил уже на Афоне, в монастыре, один из насельников монастыря – эконом – привез из Германии новое оборудование. Посмотреть на эту технику, на эти станки, собралась вся братия. Все восхищались, и тот, кто эти машины привез, всех спрашивал: «Ну действительно ведь немцы делают лучше, чем мы?» Спросил и лично Силуана. Тот, помолившись, сказал в ответ: «Думаю, что если бы русский человек уделял столько внимания веществу, сколько уделяет внимания душе, мы делали бы не только такие машины, но гораздо лучше». В разные времена технический прогресс связан прежде всего с несовершенством души человека, связан с отпадением от Бога. Ведь именно Господь наделил нас творческой силой, которая должна проявляться в первую очередь в созидании своего собственного духа и духовного мира вокруг нас. Адам, живя в раю, должен был в себе это воспитать, должен был весь этот духовный мир распространить не только на рай, но и на нашу землю. Но он этого не выполнил, пал, а земля наполнилась вот этими бессмысленными искусствами – это и произведениями из камня и других веществ, и еще много чего можно для примера привести. Это духовная пустота, которая сейчас проявляется до конца у западных, отпавших от Бога народов, но и Россию  все это не обошло стороной.

    Мы теперь видим, что у нас тоже многие увлекаются какими-то искусствами, свой разум и память заполняют огромным количеством бессмысленной информации. Конечно, потом им сложно слушать проповедь священника, с ними сложно говорить о Боге: они уже нахватались мощнейших аргументов против духовной жизни, против веры в Бога. «Какие мы машины строим, какие паровозы созидаем, летать уже по воздуху научились». А знаете, как отреагировал один из императоров китайских, когда ему принесли чертежи и показали мастера, который их создал и сделал машину, которая может летать по небу?  Император приказал в Китае казнить этого изобретателя и сжечь эти чертежи. Сказал: потому что, как только люди научатся летать по воздуху, они возьмут камни и будут этими камнями бить по головам внизу ходящих…

    Преподобный Сергий имел веру в Бога великую. Вспомните, как евангельский сотник удивил даже Христа, когда просил не ходить к нему домой к больному отроку, а только сказать слово. Он верил, что это Бог, Создатель всего, и Он имеет такое могущество, что только повелит одной мыслью, и все совершится! И в тот же момент рядом с Господом толпились иудеи, которые все высматривали и хотели каких-то особенных чудес, дабы иметь основания говорить о Нем не как о простом человеке, но хотя бы как о пророке. Как мы знаем, среди них были и те, которые считали, что они – особенные люди, которые обладают какими-то особыми тайными знаниями, которые их возвышают над всем человечеством. А Христос им сказал: «Во всем Израиле я не нашел такой веры, как у этого язычника, этого римлянина, этого жесткого воина, который был воспитан в кровавых битвах, у которого, казалось бы, все чувства были притуплены, но он проявил такую веру». Такой веры Господь ожидал от Израиля, такой веры Он ожидает и от нас.

    И преподобный Сергий, и другие наши русские святые, имели такую веру и потому не боялись уходить в леса. Почему? Сейчас наоборот люди стекаются в большие города – даже крестьяне не хотят находиться в деревнях: «У нас тут нет поликлиники, как нам лечиться, как лечить своих детей…» А в не особо далеком прошлом русские люди вообще в тайгу уходили, вообще в непроходимую, с детьми уходили, потому что вера в Бога помогала им переживать любые трудности. Потому что знали они: Бог, создавший из ничего наш с вами мир, неужели не поддержит это болезненное тело?

    В Приморье у нас был случай: переселили староверов из Бразилии. И вот, когда стали оформлять детей, оказалось, что они по шкале Апгар, по которой определяют здоровье ребенка, гораздо крепче, чем наши. Оказывается, они с детства никогда ничем не лечились, не ставили никакие примочки, прививки не делали, и у них здоровье крепче, чем у обычных детей. Хоть и вера, конечно, у них оставляет желать лучшего, но вот эта надежда на Бога, с которой они  детей поддерживают, кормят, воспитывают, лечат, очень сильна.

    Как говорил преподобный Паисий, двоякое отношение к болезни у нас существует. Если от тебя, когда ты заболел, ничего не зависит, никто от тебя не имеет какого-то недостатка, то лучше поболеть. Тело страдает – душа исцеляется. А если от тебя что-то зависит, ты какой-то начальник, тогда уж надо лечиться. Потому что от тебя люди зависят, тебе надо побыстрее вновь быть в строю. Поэтому у Бога нет никакого бесполезного зла. Посетила нас какая-то болезнь – значит, это нужно, значит, Господь нас призывает, останавливает. Полежи, посмотри в потолок, вспомни о себе. Подумай: для чего ты появился на свет. Остановись, хватит бежать. И вот многие, когда «запнутся» о кровать больничную, только тогда вспоминают: кому-то вчера сказал слово недоброе, кому-то что-то мог, но не сделал, или сделал за деньги, корыстно, и так далее. Так вот человек раскается, поплачет, священника позовет – надо, наверное, жизнь менять свою, а то так можно и в могилу попасть раньше времени…

    Там, где жил преподобный Сергий, были дремучие леса, а сейчас там город большой в Московской области, и все туда жмутся, ютятся… Вот так, братья и сестры, когда человек возлагает надежду только на Бога, Бог не только его, а и вокруг него, как вокруг светильника, собирает и освещает тех, кому небезразлична духовная жизнь. Поэтому будем внимательны к своей духовной жизни, будем внимательны к своим детям. Будем читать им не сказки про бабу Ягу да про Емелю, который на печке ездил, щуку ловил. Дети наши должны знать, что надо не искать эту «волшебную» щуку, надо  молиться и трудиться. Читать утренние вечерние молитвы, посты соблюдать, на огороде что-то пропалывать, делать своими руками и своей душой тот труд, который возвышает нас над всей этой вещественностью и в будущем  сделает нас гражданами Царства Небесного, до которого нас да сподобит дойти наш Господь Иисус Христос. Аминь.

Комментарии закрыты.