Слово в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, святых праотец

    Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

    В этот день, братья и сестры, мы с вами в молитве Богу на литургии, вспоминали святых праотец, святых мучеников, преподобных. Вспоминали всех тех, кто не просто принял крещение, а всей своей последующей жизнедеятельностью доказал, что жизнь во Христе и стремление к Нему для них стали основной ценностью. Это были святые мученики, которые жили во II, III и в IV веках нашей эры, и преподобные, жившие с VIII по  XIII века. Сегодня, перед Рождеством Христовым, прославляем и новомучеников, и так же воспоминаем всех тех праотец, которые жили до пришествия Христа.

    В наше время мы имеем множество откровений, свидетельств (как живых, так и документальных) о явлении Христа и о чудесах, Им творимых, и о тех чудесах, которые творили Его ученики. А вот святые праотцы, о которых мы говорим сегодня, жили в такое время, когда всех этих откровений еще не было. Они жили ожиданием Христа. Даже иудеи, которые имели больше всех откровений от Бога в те времена, томительно ждали день своего конца. Потому что многие, будь то даже праведники, знали, что после смерти они не смогут попасть к Богу, поскольку врата рая после грехопадения были закрыты, как нам известно из Священного Писания: «И изгнал Бог Адама, и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к древу жизни» (Быт 3. 24). И так до тех пор, пока не произошло Воскресение Христово, все люди после смерти уходили в ад. Помните, в Книге Бытия, как говорил Иаков, еще не зная судьбы Иосифа и обвиняя себя в его гибели? Он просил у Бога смерти и говорил:  «Умру и сойду к сыну моему во ад».

    Все праведники уходили в ад наряду с грешниками, – такова тщетность всех трудов человеческих. Вот мы прославляем этих праведников Авраама, всех других пророков, учителей Церкви, которые совершали в свое время чудеса и воскрешали мертвецов. Но вся их человеческая деятельность не смогла избавить человечество от греха. Мы знаем, что грех стал причиной падения и в дальнейшем лишил человека общения с Богом – даже после смерти, когда душа человеческая отделяется от тела. У язычников было поверье, что есть некое место, куда попадают души умерших – они его называли «Аид». Что они знали об этом месте? Что там присутствуют силы зла, тьмы, и что все, чья земная жизнь закончилась, попадают  туда, вот в эту кромешную тьму. И вот представьте, каково это – жить с такой «перспективой», когда всех посмертно ждал ад…

    Мы сейчас, бывает, не можем уснуть, если не знаем о том, что будет завтра или через неделю. Например, нам кто-то что-то пообещал: может, кого-то пообещали устроить куда-то на работу, кому-то пообещали выйти замуж или жениться, кому-то еще что-то, что для этого человека желанно и важно. И вот в этом ожидании – случится обещанное или нет – человек мечется так, что и спать спокойно не может. Мы не умеем жить спокойно, даже имея откровения от Бога о том, что у нас с вами по окончании нашего земного пути есть шанс попасть в Царство Небесное. Уже произошло Воскресение Христово, двери райские нам отверзающее, и, если мы живем так, как заповедал Христос, то после смерти мы не попадем в ад. А те люди в Ветхом Завете жили только надеждой, что когда-то это произойдет – придет Спаситель мира, и они смогут выйти из ада и быть с Богом. И не смотря на это, они жили, выстраивая свою жизнь в соответствии с Законом Божьим. Не оправдываясь, как зачастую делаем это мы.

    Бывает, сейчас мы от верующих слышим, что не нужно исполнять те каноны, те заповеди, которые были в Ветхом Завете. Я слышал, как одного священника спросили: «Как Церковь сейчас относится к тому, что женщины ходят в брюках, не носят платки, красятся?» Ответ был удивительно прост: «В первом-втором веке это считалось грехом, а сейчас – нет». Вот и весь ответ. Как такое возможно? Если грех перестал считаться грехом, это не значит, что он перестал им быть. Преподобный Паисий Святогорец сказал, что считать грех прогрессивным и утверждать, что нравственность устарела – это хула на Святого Духа. Потому что Святым Духом была установлена эта нравственность – как сохраняющая основа возрастания души от греха к святости, к Богу!

    Беда, если нет нравственности, если человека с детства к ней не приучили. Это как, например, не научили культурно входить в дверь, и человек всю жизнь двери открывает ногами. С детства открывает двери пинками, когда ему это нужно, оправдывая себя тем, что так открывать удобнее, что руки у него заняты. Кстати, нечто похожее описывал преподобный Паисий. Был такой монах на Афоне, который боялся браться за дверную ручку в Церкви, потому что там многие берутся, и он боялся заразиться. И постоянно открывал дверь в храм ногой, чтобы зараза от других к нему не прилипла. И даже когда у него эта нога, которой он пинал дверь, загнила, а потом ее отрезали, он продолжал уже на костылях открывать так же – другой ногой пинал эту дверь…

    В период  житейских трудностей нам диавол пытается внушить, что сейчас у нас какая-то «особенная» ситуация, «особенное» положение, и поэтому «можно» не делать того, что делали наши предки – не соблюдать пост, не ходить в храм и т.д. А если подумать: неужели нашим предкам жилось легче? Когда и кто жил в такие времена, что не было никаких бед, проблем и трудностей? Или, бывает, старики вздыхают: «Вот раньше так не было…» Да все было. Столетия видоизменяют только внешние атрибуты, а основные человеческие проблемы остаются актуальны. Все одно и то же. Почитайте учителей Церкви II- IV веков: пишут будто про сегодняшние дни! «Все, конец! – пишет Иоанн Златоуст. – Явные признаки, что уже скоро придет Христос…» В IV веке он это пишет, констатируя отпадение людей от Церкви, описывая, кто остался в храме. И даже перед Пасхой он говорит: «Скоро эти храмы наполнятся шумящими толпами людей, но для меня количество верующих останется прежним – это те, которые стоят в храме сейчас, в будни, в обычные дни. Потому что те, кто придут в дни пасхального торжества – только шум создадут, а из храма уйдут так же, как они туда и вошли – не вынеся в своем сердце ничего». «И только надеюсь на вас! – говорит он, обращаясь к тем, кто стоит в храме. – Надеюсь, что вы усвоите, сохраните и передадите веру и знания, сами свою душу спасете и приведете кого-то ко Христу!» И это говорится в IV веке! Неужели в наши дни нельзя сказать, что это актуально? И некоторые все переживают о конце света. Так еще Иоанн Богослов сказал в свое время: «Дети, последняя година есть – дух антихристов уже в мире». Апостасия  уже началась, причем практически сразу после пришествия Христа.

    Поэтому, братья и сестры, сегодня, глядя на наших святых, мы должны помнить, что все у нас в Церкви устроено Духом Святым, Им созидается, Им содержится и Им руководится. Недавно меня спросили: можно ли читать некие «особые» молитвы, которые какие-то люди передают вручную от одного к другому. В этих текстах то каются за цареубийство, то еще за что-то. Братья и сестры! Не существует какой-то «волшебной» молитвы, которую – прочтем, и больше ничего делать не надо, «ешь-пей-веселись». Главное – приносить покаяние на исповеди в храме и постоянно жить с молитвой, не оставлять наше повседневное молитвенное правило, которое известно всем. Еще фарисеи все пытались подглядывать за Христом – может, знает он что-то особенное, какую-то особую молитву. В разные времена находились те, кто считал, что Христос был каким-то волшебником, знал волшебное слово, что Он якобы какой-то камень украл из святая святых, благодаря которому совершал чудеса, и так далее. Но мы с вами прекрасно знаем, что это неправда. Вот так же и сейчас с этими ходящими по рукам «молитвами». У нас есть молитвы наши церковные. Один из тех, кого мы сегодня прославляли, мученик Мардарий, который перед смертью произнес молитву, и эта молитва всем нам известна – она читается в конце каждого третьего часа. Вот как создавались молитвы. Господь открывал их Духом Святым, когда это было нужно – как к Нему обращаться, как вопрошать, что нужно говорить в тех случаях, когда ситуация была действительно критическая. Эти мученики, молясь, уходили в Царство Небесное, и оставляли нам это наследие – откровение Духа Святого. Что нам еще нужно? Нужно подражать их жизни и быть готовыми так же, как они, совершать наш христианский подвиг.

    И в настоящие дни, и в будущие – что нам каждому Господь уготовал, мы должны все проходить с твердой верой. Нет ничего, что бы с нами произошло без воли Божьей, и что бы нам невозможно было потерпеть. Потому что у Бога весы очень точные. Он никогда не положит на осленка ношу, которую должен понести слон. Поэтому, если со мной сегодня что-то произошло, значит, вот именно я именно сейчас могу и должен понести и потерпеть это, и воспитать свою душу к Царству Небесному.

    Да помогут нам в этом молитвенно все святые, мученики, все наши преподобные и праотцы. Аминь.

Комментарии закрыты.