Слово в Неделю 18-ю по Пятидесятнице, память святых отцов VII Вселенского собора
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Милостью Божьей мы с вами дожили еще до одного воскресного дня. Дня, в котором мы прославляем и Святое Христово Воскресение, и тех святых, которые в уготованное им Богом время отстояли нашу православную веру, – твердостью своей духовно-нравственной позиции, исповедничеством. А кто-то за свое вероисповедание принял мучения и пролил кровь.
Истина обычно проявляется в невозможности каких-то земных аргументов изменить, исказить, затемнить ее. И что является последним средством, которое использует человек, отошедший от истины и научаемый дьяволом? Он стремится физически уничтожить носителя истины. Поэтому в разные века, во все времена, так называемые богословские споры зачастую заканчивались гонениями, преследованиями, истязаниями и убийством, тех, чье вероучение было неугодно неким правителям, властям. Высотой власти или силой оружия заставляли замолчать. Но что интересно. И это, кстати, можно выделить в качестве отличительной черты, присущей слову всех святых отцов, которые отстаивали истину. Изучая труды святых отцов, которые жили в разные эпохи в разных государствах, можно заметить удивительный факт. Живущие в разных столетиях, а значит, в совершенно разных условиях бытия, совершенно по-разному воспитанные, по-разному проходящие свой жизненный путь – истину они глаголют в унисон. Еще святитель Игнатий Брянчанинов говорил, что, читая труды святых отцов, мы удивляемся «чудной симфонии» – созвучию их голосов. Как будто все сказано и написано одним человеком. Потому что говорилось это Духом Святым. Сам Христос сказал: если вам будет предстоять исповедничество, если вам придется отстаивать истину, не нужно заботиться о том, что вам говорить. Не надо, как когда-то в детстве, заучивать какие-то фразы, чтобы сдать экзамен. В тот самый момент, когда нужно будет стоять за веру в Бога, Дух Святой особенным образом будет учить и вдохновлять человека, что и как сказать, или, может быть, ничего говорить и не нужно…
Нести в мир истину может каждый, но есть один немаловажный момент. Читая, изучая историю, изучая жития святых, мы видим, что все эти исповедники, помимо того, что они говорят, прежде всего, сами являют пример благочестивой жизни. То есть никто не смог бы упрекнуть их в том, что сами они не живут так, как учат в своей проповеди.
Сегодня мы празднуем память святых отцов VII Вселенского собора, который состоялся в то время, когда уже, казалось бы, вся система догматов христианства была общеизвестна. Уже была известна вся истина о Богочеловеке, о том, что в Господе нашем Иисусе Христе две природы: и Божественная, и человеческая. Было известно, что Дух Святой – это третье Лицо Пресвятой Троицы, и в Священном Писании ясно говорится о Его Божестве. Было известно и то, что Божия Матерь – это не «Человекородица», а именно Богородица, которая через Свою утробу удостоилась воплощения в мир Бога Слова. О едином Крещении, о будущем Суде – все, казалось бы, уже было открыто, все было понятно. И, несмотря ни на что, вдруг в тогдашней среде христиан возникла пагубная ересь, когда под личиной благочестия пытались водворить иконоборчество. Хотя, казалось бы, как это возможно – чтобы христианину, верующему человеку, пришло в голову хулить и уничтожать иконы?
Что движет людьми, которые бросаются в богоборчество? В нашей стране, в совсем еще недалеком от нас ХХ веке, во время богоборчества, когда тоже срывали иконы – только подумайте: кто это делал, что за люди? А ведь это не интервенты какие-то. Это были люди, рожденные и выросшие на земле своих отцов и дедов – Святой Руси, и большинство из них в детстве были крещены… Известна такая история. Супруга одного партийного лидера крестила своих маленьких детей, что было под запретом и грозило большими неприятностями. И вот на них донесли, куда следует, и ее мужа вызвали «на ковер». Женщина вместе с мужем пришла на допрос. И вот, когда его укоряли, по-всякому злословили и угрожали, ей было Богом открыто простое слово. Она говорит: «А за что вы моего мужа осуждаете и хотите наказать? Из всех вас, здесь сидящих, пусть поднимет руку тот, кто некрещеный. Есть среди вас некрещеные?» А ведь это были люди, которые детьми жили еще в имперское время, когда крестили ВСЕХ. И никто руку не поднял. «Так как же тогда вы – все крещеные – хотите, чтобы мои дети некрещеными были?!» Никто им ничего не ответил, и ушли с победой. Никто ничего не сделал этому человеку. Вот так просто Господь в этот момент открыл ей, ЧТО нужно сказать.
Сам Господь открывал святым отцам то, ЧТО нужно говорить. Так преподобный Феодор Студит во время вот этих богословских споров о том, надо ли поклоняться иконам, в конечном счете достал из кармана монету с изображением императора и спросил, чей это образ. «Императора», – ответили ему. «А что будет тому человеку, который поругает образ императора?» Ответили: «Казнь будет». И действительно, был у них такой обычай: того, кто плохо отзовется в адрес образа императора, могут казнить. И вот тогда он плюнул на эту монету, бросил на пол и стал топтать. И солдаты на него набросились. А что он показал этим поступком? Обличил безумие иконоборцев. Значит, на образ императора, земного человека, если кто поругался – смертная казнь. Как же вы считаете возможным на образ Царя царей, Его Божьей Матери и угодников Божьих, руку поднимать – топтать, рубить и сжигать?..
Почему происходили все эти богоборческие споры, почему в умах людей зарождались ереси? Потому что не было у них единства веры. Христос говорит в Своей молитве, обращаясь к Богу Отцу: пусть будут все едины, как едины Мы с Тобой. Но, конечно же, далеко не всякое единство благословенно. Если какие-то люди объединились с целью убивать или грабить, если речь идет о единстве зла, греха, то надо бежать от такого «единства». От искушения, от греха, от злого умысла всегда нужно удаляться, хоть иногда это и совсем непросто, и дается человеку огромным усилием воли. Преподобному Семеону Столпнику одна блудница сказала: «Вот ты сколько лет своих учеников учишь благочестию, смирению, целомудрию, а я сейчас только пальчиком их поманю – будут у моих ног». На что он ей ответил: «Скажи мне, что тяжелее – камень тащить в гору или с горы бросать? Вот так отличается благочестие от нечестия. С горы-то падать легче. Только от этого падения последствия будут горестные. Поэтому лучше, немножко отдышавшись и попросив у Бога прощения, продолжать тащить этот камень в гору – камень нашей воли, камень нашей веры».
Если мы, братья и сестры, будем искать единства в вере, искать единодушия в общении с ближними – воцарится мир. Мир в семье. Мир в каком-то маленьком коллективе. На работу будут ходить с радостью, потому что там единомышленники не только по профессии, но и по вере – мы все вместе прославляем одного Творца. В настоящее время у нас на Кубани крестят, в основном, малышей. В храмах даже по размеру купели очевидно, что предназначена она именно для крещения деток. Потому что большинство взрослого населения крещены. Около 80% россиян крещеные, судя по статистике. Но, когда кто-то один из этого огромного числа крещеных на работе в пост не ест то же, что остальные, на него смотрят, как на сумасшедшего. «Уж зачем так-то? Уж верить-то понятно, но вот так все соблюдать – это уж слишком, как сектант какой-то». Две мои прихожанки в Приморье однажды прибежали в слезах: «Батюшка, нас сегодня назвали сектантками». «За что?» Оказывается за то, что они были в косынках и в длинных платьях. Сказали им, что так ходят сектантки. Это им мужчина какой-то «богослов» встретился на автобусной остановке…
Если мы хотим единства, то нужно, прежде всего, подумать, на чем оно должно быть основано. Какого себе искать мужа надо, какую жену, чтобы это единство воцарилось в семье. Недавно у нас были духовные чтения. Там выступал Остапенко Андрей Александрович, рассказывал простую вещь. В аудитории присутствовало много молодых девушек. «Скажите, – говорит им лектор. – Если вам встретится физически здоровый, внешне красивый молодой человек, перспективный, умный, с деньгами, вам захочется, чтобы он стал вашим мужем? Конечно, захочется. А если он мерзавец? Если при всех вышеперечисленных достоинствах вдруг каким-то образом выяснится, что он – человек подлый, лицемерный, злой, непорядочный, ненадежный. Как быть? Все так же хочется выйти за него замуж? Ага, уже нет. Значит, не внешние признаки годятся для избранничества, а внутренние».
С одним из российских дворян, жившем в прошлом столетии, произошла такая история. В Российской империи, как мы знаем, все были воцерковленными, и жить с молитвой, с соблюдением постов, с посещением храмов и монастырей – это было нормой. Другой уровень духовности. Так вот один князь, который собирался жениться, приехал помолиться в Оптину пустынь. Хотел он, чтобы Господь ему дал знать, на ком ему надобно жениться. Ему явился Преподобный Серафим и сказал: «Ефросинью себе в жены возьми». Вернувшись домой, сколько он не обдумывал это откровение, не мог вспомнить никого с таким именем из всех светских барышень, которые были в его окружении. А потом кто-то ему говорит: «В твоем поместье среди прислуги есть девушка, вот ее так зовут». Решил он посмотреть на эту девушку. Расстроился – «неказистая», ни лицом, ни телом не красавица, ему даже плохо стало. Давай он продолжать молиться. Потом случилось так, что отправился в какую-то поездку. И вот где-то вдали от дома какой-то старичок, проходя мимо него, говорит: «Женись на Фросе». Ну тут уж он понял, что действительно это Божий промысел, Свою святую волю открывает ему Господь, и надо послушаться. И женился на этой своей служанке. А через некоторое время началась революция… Большинство друзей этого князя – такие же знатные богатые люди – были арестованы и убиты. А он остался в живых, по сути, только потому, что жена его была из рабоче-крестьянской среды. И уцелел, и продолжил он жить и работать потом уже в советском государстве. Вот так его спас правильно сделанный выбор, основанный на единстве веры. Он переломил свою волю и доверился воле Божьей.
Поэтому, братья и сестры, будем послушными детьми нашего Отца Небесного. И Священное Писание будем читать не как историческую книгу, а как практические рекомендации, которые нужно использовать, чтобы жить и в этой жизни с Богом, и в будущей жизни Его не лишиться. Аминь.
Комментарии закрыты.