Слово в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, отдание Успения Пресвятой Богородицы, молебен о сохранении творения Божия

    Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

    В этот воскресный день, братья и сестры, по благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла мы совершали особый молебен, который напоминает нам о последствиях необдуманных поступков человеческих. Поступков, которые несут вред окружающему миру, и ответственность за которые лежит на нас с вами, хотя мы об этой ответственности не задумываемся, предпочитаем ее не замечать.

    Бывает, мы удивляемся, когда проезжаем через какой-то населенный пункт и видим прямо у дороги огромные мусорные свалки. Отмечу, что на Кубани, такое безобразие увидеть мне еще не пришлось, но в других регионах, где удавалось бывать, стихийные мусорные свалки прямо при выезде из поселков и деревень – это не редкость. Людям кажется, что главное – освободить от мусора свое жилище, свой двор, а все, что к их территории не относится, можно этим мусором, этими отходами завалить. Но потом мы видим последствия наших «творений»: меняются климатические условия, перестают расти какие-то в детстве нами любимые фрукты, то, что раньше цвело, уже не цветет…

    Вот на Кубани мы видим, как растут персики. Когда-то в Приморье тоже был такой один район, где прекрасно расли персики. До тех пор, пока неким деятелям не пришло в голову проложить автотрассу в этой местности. Проще всего это можно было сделать путем уничтожения близлежащей горы. Вот эту гору, часть природного массива, часть экосистемы, просто взяли и «разобрали», можно сказать, сравняли с землей, и на этом месте сделали дорогу. После чего урожая персиков в этом районе больше уже никто не видел…

    Господь так устроил: есть такие удивительные моменты там, в Приморье, что с одной стороны горы – север в буквальном смысле, скудная растительность, а с другой стороны, на другом склоне – субтропики, слева – один климат, справа – другой. Кстати, кто был в Иерусалиме, говорят, что Иерусалим тоже так расположен – в нескольких климатических зонах. Вот так Господь устроил разумно, чтобы человеку, пусть даже неразумному и грешному, жить в этом мире было не так уж скорбно. Хоть человек и был изгнан из райских обителей в наказание за свое непослушание Богу, но даже в нашем земном мире Господь создал нам такие условия для жизни, чтобы мы в этом изгнании не упали духом до конца. Но человеку, зачастую, это бывает незаметно. Он не восхищается всем этим величием, совершенством и красотой природы и тварного мира, он забывает, что все это – творение Божье. И самое грустное, что человеку кажется, что все это совершенство он может как-то по своему усмотрению «усовершенствовать», внести что-то свое. От чего в итоге, как правило, все становится только хуже.

    Наверное, каждому из нас знакома такая ситуация, когда, находясь в неприятных для нас обстоятельствах, мы хотим как-то исправить положение и начинаем предпринимать какие-то действия, а в результате все становится еще хуже. Почему так получается? Чаще всего потому, что мы действуем не с чистым сердцем, а с эгоистическим намерением. Отчего у нас происходит больше всего проблем при воспитании детей, при обращении к нашим подчиненным? От нашей гордости. Потому что мы, обращаясь к детям или же к каким-то нашим подопечным, к подчиненным, считаем, что они тут же сделают все так, как мы им скажем. Мы забываем, что они могут нас не «услышать» – не понять, либо понять как-то по своему разумению, и, соответственно, не сделать то, что мы от них ожидаем. И у нас это сразу вызывает шквал, бурю эмоций. А если в такой момент кто-то где-то нас еще и как-то задел – что-то неосторожно сказал или сделал пусть даже незначительное, но неприятное для нас какое-то действие – то состояние наше может дойти вообще до «белого каления», когда мы своим поведением можем даже превратиться из человека в животное… И вот откуда все это берется?!

    Мы все привыкли большую часть своего внимания обращать на внешнее, забывая про внутреннее. Забывая, что именно грех явился тем самым злом, единственным злом, настоящим злом, из-за которого мы, люди, испытываем сейчас такое странное состояние, давление окружающего мира. Если присмотреться, можно увидеть, что вся наша жизнь – это похоть очей, похоть плоти и гордость житейская. В Соборном послании апостола Иакова говорится: «Похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть». И вот эту смерть мы часто не замечаем в нашей жизни, смирившись с тем, как наши дети, не слушая Христа, на наших глазах совершают какие-то далеко не лучшие поступки. Нам кажется – ничего, пройдет детство, и все это детское неразумие пройдет. Но потом мы замечаем, что уже наступило отрочество, а склонность нашего чада творить нечто недоброе никуда не исчезает, а только умножается. Но мы опять на что-то надеемся, жалеем его, не хотим сказать строгое слово. Потому что нам не хочется видеть, как, может быть, огорчится наше чадо от наших слов. А все это время привычка к греху в нашем ребенке укрепляется, укореняется и увеличивается. А мы продолжаем надеяться, что каким-то чудесным образом это пройдет само собой.

    Сегодня память священномученика Иринея Лионского, который был учеником Поликарпа Смирнского, а он был учеником Иоанна Богослова. И вот этот святой говорил так: в раю совершилась трагедия «непослушания девы», когда Ева нарушила заповедь Божественную, вкусила от запретного плода, научила этому своего мужа, и через это весь род человеческий отлучился от Бога. А в Новом Завете эта трагедия исправляется: здесь тоже Дева, но это уже Пресвятая Богородица, и послушанием Своим Она заслужила для человечества возможность спасения! Она родила Богомладенца, и Господь, будучи Богочеловеком, смог пострадать на Древе Своим Телом и Кровью, и тем самым спас от вечной смерти род человеческий.

    Основная беда наша в том, что наша воля человеческая все время ищет того, что противно Богу. Вот так говорит Иоанн Златоуст: человек, которого Бог ждет в раю, всячески противится этому. Зато по дорожке, ведущей в ад, он идет спокойно и даже приплясывает. Потому что не понимает, куда идет, и что его там ожидает…

    Итак, братья и сестры, нам с вами, видя как вокруг нас страдает природа, как мы своими руками уничтожаем мир вокруг себя, нужно прежде всего помнить о главной причине, почему все это происходит. Всегда всему виной грех. А как с ним бороться? С чего начать? Как говорил Силуан Афонский, начинать нужно с прощения – сначала перед Богом, а потом – перед родными. Нужно постараться в себе воспитать эту добродетель – за все просить прощения. Бывает, нам кажется: «Ну здесь-то за что?! Сто процентов здесь он виноват, а я еще и прощения просить пойду, да еще и первый, как в Евангелии написано?! Чего ради?!» Так вот святой Силуан Афонский говорил, что человек, который в своей жизни приобретает привычку за все просить прощения, за один год меняет всю структуру своей жизни на 180 градусов. И открывается духовное зрение, и Господь показывает тебе многое. Даже когда ты считал на сто процентов, что ты не виноват, ты научишься видеть часть своей вины. А ведь в любом конфликте, как правило, есть часть вины за каждым участником, но каждый считает, что он прав.

    Если бы каждый умел видеть свою вину, как это было бы здорово. Не было бы конфликтов между мужем и женой, между детьми и родителями, если бы мы все руководствовались одним и тем же средством – Священным Писанием. Хочешь кому-то что-то сделать – посмотри, как там написано, как нужно сделать. Хочешь что-то кому-то сказать – открой, почитай. И будет понятно, что говорить, а, может, и не говорить, а промолчать надо. А если все-таки надо сказать, то – как сказать это. Если все мы будем иметь один единственный авторитет, тогда не будет такой проблемы, когда у каждого «своя правда».

    Если почитать житие преподобного Исаака Сирина, мы найдем там такую историю. Когда он был епископом, пришли к нему два человека и попросили их рассудить. Один богатый, другой бедный, один обидел другого, но каждый хотел, чтобы спор рассудили в его пользу. Святитель же призвал их к примирению. Обращаясь к богатому, говорит: «Ну прости ты ему. Неужели ты не читал, что сказано об этом  в Евангелии?» Тот отвечает: «Оставь ты свое Евангелие! Мне нужна правда – пусть он отдаст мне мое!» Тогда Исаак Сирин снял с себя святительские одежды и сказал им: «Если вам Евангелие не указ, то и я вам не помощник». И ушел в пустыню, и уже больше не был епископом у тех людей. Потому что, если нет авторитета Божьего через Священное Писание, то – что может человек?

    В нашей  жизни отношения между людьми складывались бы намного лучше, если бы все мы в своей семье любые разногласия решать начинали бы вот именно с этого: давайте сядем и рассудим – что для нас приоритетно в жизни, а что второстепенно. И если семья выберет, что на первом месте – Бог, и на все происходящее в жизни мы смотрим через Священное Писание – насколько жизнь поменяется и станет проще! Хотя внутренне, конечно, это большой такой перелом – переменить свои взгляды на жизнь, мировоззрение, и не всем это под силу. Но если это произойдет… То и семья, которая уже практически распалась, восстановится.  Дети, которые много неразумного творили, станут мудрыми. И мир поменяется. Если даже где-то мы увидим какой-то непорядок, что-то не так, то мы все сможем поправить, потому что нас Господь вразумит.

    Однажды в монастырь приехал епископ, который хотел из числа насельников этой святой обители выбрать кого-то себе в помощники. Нужен был ему хороший, надежный человек, и он спросил игумена: «Кого ты мне можешь рекомендовать?» Тот не знал, что сказать. Тут пришло время обеда, и все отправились в трапезную. На пути к трапезной епископ увидел такую «картину»: посреди двора лежал неубранный после полива длинный шланг, и вот вся братия шла мимо – кто перепрыгивал, кто наступал, кто стороной обходил. И только один из монахов смотал этот шланг и положил на место. И епископ говорит: «Вот этот человек будет мне отличным помощником».

    И еще один случай для примера. Когда я был еще наместником монастыря, помнится, как-то одна из верующих мне с такой досадой говорит: «Батюшка, мне сегодня моя дочка сказала, что ей было стыдно за нашу церковь». Спрашиваю причину. Оказывается, когда она подошла к воротам одного из наших храмов монастырских, увидела перед ними мусор – валялась там какая-то бумага. И вот она сказала, что ей стыдно за церковь. Я спросил: «А разве больших трудов стоило вашей дочке в ее тринадцать лет наклониться, собрать эти бумажки, пройти какие-то десять метров и выбросить их в мусорный бак? Там каждые пять минут несколько десятков машин проезжают и останавливаются – неужели она думает, что этот мусор батюшка бросил? Наверно, сидел в машине, ел конфеты и кидал фантики перед воротами?» Она замолчала и больше замечаний не делала. Может быть, и дочери своей в следующий раз скажет в подобной ситуации: «Сама подними эти бумажки, выбрось спокойно, и даже разговаривать здесь больше не о чем». Вот как нужно жить. Не претензии ко всем предъявлять, а больше смиряться самому и своими руками делать – убирать всю эту грязь. И внешнюю, и внутреннюю. И вот тогда мир действительно очистится – и в прямом, и в переносном смысле. И Бог нас введет в Свои Небесные обители. Аминь.

Комментарии закрыты.