9 марта 2024 года Вселенская мясопустная родительская суббота

    9 марта 2024 года Неделю о Страшном Суде предваряет Вселенская (мясопустная) родительская суббота, когда совершается память всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших.

    Святитель Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский так говорит об этой субботе: «В эти два дня живые члены Церкви приглашаются как бы забыть самих себя и… в усиленной и умноженной молитве об умерших непрославленных членах Церкви, родных и чужих, знаемых и незнаемых, всех возрастов и состояний, всех времен и народов, вообще всех прежде почивших, в истинной вере скончавшихся, явить в полной мере свою к ним братскую любовь».

    Живые члены Церкви приглашаются как бы забыть самих себя и в усиленной молитве об умерших явить к ним братскую любовь. Такое воспоминание в преддверии Недели о Страшном суде очень символично – ведь сначала все усопшие должны воскреснуть, чтобы явиться на Суд к Богу.

    Церковь поминает в этот день всех вообще, во все времена, повсюду и разнообразно почивших. Поминовение наших родителей, в смысле родственников и близких, лишь присоединяется к этому вселенскому поминовению.

    В этот день имена усопших будут помянуты за двумя службами.

    Накануне, вечером 8 марта 2024 года, служится Парастас или Великая панихида. Парастас в переводе с греческого означает ходатайство. Живые вместо мертвых молятся, раскаиваются в грехах и просят прощения у Бога. Священнослужители читают молитвы, которые слышит Господь. Великая отличительная разница этой службы — это полное прочтение священнослужителем 17 кафизмы. Парастас очень важен для верующих. Ведь души усопших ожидают решения Высшего Суда и уже ничего не могут сделать, чтобы измениться, покаяться и уменьшит свою вину перед Всевышним. В песнопениях проповедуется христианское вероисповедание, печаль о нарушении заповедей божьих, прошение о милости и терпении к людским слабостям. Небесного Царя молят простить прегрешения живых и мертвых, взывают к его человеколюбию. На службе все прихожане просят Бога помиловать их и восхваляют Всевышнего.

    Православие утверждает возможность изменения к лучшему загробной участи человека. Главным средством для этого становится Проскомидия – поименное поминовение на Литургии. Священные узы любви позволяют и совершаемые нами дела веры – милостыню, церковную и домашнюю молитву посвятить Богу от лица усопших. Верующие перед началом богослужения передают священнику записки с указанием имен своих усопших родственников. Молящиеся люди обращаются к Господу от лица покойных. Парастас по усопшим – это одно из наиболее действенных средств помощи нашим близким.

    На Литургии мясопустной родительской субботы не раз будет совершена ектения о почивших христианах, когда диакон будет призывать всех предстоящих вознести свои молитвы о усопших. После Литургии духовенство совершит Панихиду. Обычно ее совершают несколько священников. Имена усопших звучат на ектении, кроме того, иереи, хотя не во всеуслышание, читают все поданные записки, молясь о каждом из христиан.

    Обычай поминать усопших в Христианской Церкви имеет древнее происхождение, о нем есть свидетельства еще IV в. Однако, первые упоминания о Вселенской Родительской субботе перед Великим Постом относятся к VII в. С этого времени постепенно утверждается практика сугубых молений об усопших накануне Великого Поста, когда богослужение, на котором возможно поминовение, совершается не каждый день.

    Эти особые заупокойные службы, призывающие чад Церкви, еще совершающих земное странствование, духовно соединиться с Церковью Небесной, молясь о близких, также являются подготовкой к Святой Четыредесятнице, которая соединяет земное и небесное и является путем к Пасхе – Воскресению Христа, у Которого нет мертвых, но все живы в Боге.

Комментарии закрыты.